Интервью с режиссером "Бунюэль в лабиринте черепах" Сальвадором Симо
Париж, 1930 год. Премьера сюрреалистического фильма «Золотой век» вызывает общественный скандал. От молодого и бескомпромиссного режиссера картины Луиса Бунюэля отворачиваются не только продюсеры и меценаты, но и его соавтор, художник Сальвадор Дали. Мятежный испанец пытается найти деньги на свой новый проект – документальный фильм о беднейшем регионе страны Лас Урдес, где жизненный уклад настолько ужасен, что кажется порождением ночного кошмара. Бунюэль возвращается на родину, где встречается со своим давним приятелем, скульптором-анархистом Рамоном Асином. Надеясь помочь другу, Асин покупает лотерейный билет и… выигрывает крупную сумму денег. Бунюэль приступает к съемкам. Однако его методы работы шокируют немногочисленных единомышленников – членов съемочной группы…
Откуда появилась идея снять фильм о Луисе Бунюэле?
Фильм родился из графического романа о Бунюэле. Сначала мы думали о коротком метре, но после подробного изучения стало понятно, что материала достаточно для полнометражной ленты. Так мы (продюсеры Мануэль Кристобаль, Хосе Фернандес и режиссёр Сальвадор Симо) создали AD animation studios.
Вы, наверное, теперь знаете о Бунюэле все?
Не все, конечно! Но я изучил большой объём материалов, моей настольной книгой стал огромный сборник интервью с людьми, которые работали с Бунюэлем, я читал его перед сном. Однажды я проснулся, позвонил Мануэлю со словами: «Сегодня я встретил Луиса Бунюэля»! Мне той ночью действительно приснился разговор за чашкой кофе с Бунюэлем. Он меня очень вдохновил.
Как вы работали над сюжетом, учитывая то, что в основе лежит реальная история Луиса Бунюэля?
Мы не хотели делать документальный фильм. Многое в этом фильме основано на фактах, но есть и вымысел. Например, тот эпизод, где Бунюэль переодевается в монахиню - такого на самом деле не было. Мы вдохновлялись жизнью Бунюэля, но это в первую очередь художественный фильм о дружбе, а второй его пласт - уже о Луисе Бунюэле, его вере в то, что он делает, стремлении отстоять своё творческое видение, способе выразить себя через объектив камеры, через истории, которые он рассказывает.
В вашем фильме показано несколько кошмарных снов Бунюэля - они, правда, были или это художественный вымысел?
Некоторые из них - да, о других мы находили упоминания в различных источниках. Так образовался определенный ряд видений, которые дают возможность зрителю глубже погрузиться в мир Бунюэля, понять его переживания. Одна из его автобиографий открывается фразой: «Знаете, в этой биографии может написана правда, а может и нет». То есть, он сразу предупреждает, что многие вещи он просто придумает. В этом и заключается Луис Бунюэль, ему нравилось шутить и оставлять загадки, никогда нельзя было быть уверенным, серьёзен он или нет.
Почему вы выбрали анимацию? Что она даёт такому проекту, как «Бунюэль в лабиринте черепах»? Вы чувствуете себя свободнее, делая анимационный фильм?
Анимация интернациональна, и с ее помощью можно делать как семейные проекты, так и экспериментальные, как наш фильм. Но я бы не сказал, что анимация дает больше свободы. Если бы я снимал игровой фильм, я сделал бы все точно так же. Нужно все четко запланировать, в анимации нет права на ошибку, да и сам Бунюэль придерживался похожего метода: снимал все с первого дубля, в крайнем случае, со второго. Для меня основное отличие игрового кино от анимации состоит в том, что от анимации вы не ожидаете правдоподобности и готовы поверить в любой вымысел, это как если бы ваш дедушка рассказывал вам сказку, вы в нее погружаетесь, не ставя ничего под сомнение.
В ваш фильм включены отрывки из документального фильма Луиса Бунюэля «Земля без хлеба». Сложно ли было получить разрешение на их использование?
Еще на начальном этапе мы знали, что эти отрывки будет необходимо включить в наш фильм. Они должны были стать соединяющей нитью с реальностью, показать то, о чем Бунюэль так стремился рассказать. Мы связались с семьей Бунюэля, они разрешили нам использовать материалы из «Земли без хлеба». Хуан Луис, один из сыновей Луиса Бунюэля, очень много помогал нам в работе: делился воспоминаниями об отце. Фильм сделан с огромным уважением к наследию Бунюэля, и мы рады, что получили такую поддержку от семьи.
Вы пытались передать в вашем фильме стиль Бунюэля, ведь он очень узнаваем?
Нет, мы не копировали его стиль, по крайней мере, сознательно. Луис Бунюэль – единственный и неповторимый, как и он, мы тоже хотим рассказывать истории своим языком. Наш фильм о 33-х летнем режиссере, он еще не обрел мировой славы. Больше всего нам были интересны не его творческие методы, а что он за человек. Поэтому я всегда говорю: «Наш фильм не о режиссере-Бунюэле, а о Луисе».
Как бы вы кратко описали фильм?
Это драма с тонким юмором, местами сюрреалистичным. Теплый фильм. Это картина, нарисованная красками, которые позволяют ближе рассмотреть героя в кругу его семьи и друзей, со всеми его мечтами, сомнениями и противоречиями.
Интервью с режиссером Сальвадором Симо
Откуда появилась идея снять фильм о Луисе Бунюэле?
Фильм родился из графического романа о Бунюэле. Сначала мы думали о коротком метре, но после подробного изучения стало понятно, что материала достаточно для полнометражной ленты. Так мы (продюсеры Мануэль Кристобаль, Хосе Фернандес и режиссёр Сальвадор Симо) создали AD animation studios.
Вы, наверное, теперь знаете о Бунюэле все?
Не все, конечно! Но я изучил большой объём материалов, моей настольной книгой стал огромный сборник интервью с людьми, которые работали с Бунюэлем, я читал его перед сном. Однажды я проснулся, позвонил Мануэлю со словами: «Сегодня я встретил Луиса Бунюэля»! Мне той ночью действительно приснился разговор за чашкой кофе с Бунюэлем. Он меня очень вдохновил.
Как вы работали над сюжетом, учитывая то, что в основе лежит реальная история Луиса Бунюэля?
Мы не хотели делать документальный фильм. Многое в этом фильме основано на фактах, но есть и вымысел. Например, тот эпизод, где Бунюэль переодевается в монахиню - такого на самом деле не было. Мы вдохновлялись жизнью Бунюэля, но это в первую очередь художественный фильм о дружбе, а второй его пласт - уже о Луисе Бунюэле, его вере в то, что он делает, стремлении отстоять своё творческое видение, способе выразить себя через объектив камеры, через истории, которые он рассказывает.
В вашем фильме показано несколько кошмарных снов Бунюэля - они, правда, были или это художественный вымысел?
Некоторые из них - да, о других мы находили упоминания в различных источниках. Так образовался определенный ряд видений, которые дают возможность зрителю глубже погрузиться в мир Бунюэля, понять его переживания. Одна из его автобиографий открывается фразой: «Знаете, в этой биографии может написана правда, а может и нет». То есть, он сразу предупреждает, что многие вещи он просто придумает. В этом и заключается Луис Бунюэль, ему нравилось шутить и оставлять загадки, никогда нельзя было быть уверенным, серьёзен он или нет.
Почему вы выбрали анимацию? Что она даёт такому проекту, как «Бунюэль в лабиринте черепах»? Вы чувствуете себя свободнее, делая анимационный фильм?
Анимация интернациональна, и с ее помощью можно делать как семейные проекты, так и экспериментальные, как наш фильм. Но я бы не сказал, что анимация дает больше свободы. Если бы я снимал игровой фильм, я сделал бы все точно так же. Нужно все четко запланировать, в анимации нет права на ошибку, да и сам Бунюэль придерживался похожего метода: снимал все с первого дубля, в крайнем случае, со второго. Для меня основное отличие игрового кино от анимации состоит в том, что от анимации вы не ожидаете правдоподобности и готовы поверить в любой вымысел, это как если бы ваш дедушка рассказывал вам сказку, вы в нее погружаетесь, не ставя ничего под сомнение.
В ваш фильм включены отрывки из документального фильма Луиса Бунюэля «Земля без хлеба». Сложно ли было получить разрешение на их использование?
Еще на начальном этапе мы знали, что эти отрывки будет необходимо включить в наш фильм. Они должны были стать соединяющей нитью с реальностью, показать то, о чем Бунюэль так стремился рассказать. Мы связались с семьей Бунюэля, они разрешили нам использовать материалы из «Земли без хлеба». Хуан Луис, один из сыновей Луиса Бунюэля, очень много помогал нам в работе: делился воспоминаниями об отце. Фильм сделан с огромным уважением к наследию Бунюэля, и мы рады, что получили такую поддержку от семьи.
Вы пытались передать в вашем фильме стиль Бунюэля, ведь он очень узнаваем?
Нет, мы не копировали его стиль, по крайней мере, сознательно. Луис Бунюэль – единственный и неповторимый, как и он, мы тоже хотим рассказывать истории своим языком. Наш фильм о 33-х летнем режиссере, он еще не обрел мировой славы. Больше всего нам были интересны не его творческие методы, а что он за человек. Поэтому я всегда говорю: «Наш фильм не о режиссере-Бунюэле, а о Луисе».
Как бы вы кратко описали фильм?
Это драма с тонким юмором, местами сюрреалистичным. Теплый фильм. Это картина, нарисованная красками, которые позволяют ближе рассмотреть героя в кругу его семьи и друзей, со всеми его мечтами, сомнениями и противоречиями.
Категория Гид рассказывает
0 комментариев