«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
» » Съемки фильма "Миссия невыполнима: Последствия"

Съемки фильма "Миссия невыполнима: Последствия"

В 6-ой части культовой шпионской экшн-франшизы, «Миссия Невыполнима: Последствия», Итан Хант и его команда, а также недавно примкнувшие к ним союзники, вынуждены действовать наперегонки со временем, когда новая миссия идет не по плану.
Съемки фильма "Миссия невыполнима: Последствия"

Приключение Итана Ханта


За минувшие два десятилетия Том Круз продюсировал, снимался и выполнял самые головокружительные трюки в фильмах феноменально успешной франшизы МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА, которые собрали в мировом кинопрокате более $2,8 млрд. Франшиза стала одной из самых успешных в истории кинематографа. Круз возвращается на большие экраны в шестом фильме в роли лидера команды МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА Итана Ханта.

По словам Круза, МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПОСЛЕДСТВИЯ станет кульминацией всех предыдущих фильмов франшизы. «Вы увидите знакомых персонажей, а линия повествования подойдёт к логической развязке, – говорит он. – В начале фильма не случайно фигурирует «Одиссея». Путешествие моего героя Итана Ханта и его команды во многом напоминает эпический сюжет. Это история преодоления многочисленных препон, возникающих на пути персонажей».

Круз запустил франшизу в 1996 году и как никто другой знает, за счёт чего работают фильмы МИССИИ НЕВЫПОЛНИМА. Во всяком случае, в этом убеждён сценарист и режиссёр картины Кристофер МакКуорри: «Том – вдохновитель этой франшизы. У него отлично развиты инстинкты, и он очень эмоционально подходит к кинопроизводственному процессу. Он знает Итана Ханта, на инстинктивном уровне чувствует, чем персонаж так нравится зрителям».

МакКуорри считает, что популярность франшизы обусловлена во многом неудержимым стремлением Круза сделать каждый последующий фильм ещё более захватывающим, чем предыдущий. «Он никогда не стоит на месте, – говорит режиссёр, который снимал фильм МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПЛЕМЯ ИЗГОЕВ в 2015 году. – Но, что важнее всего, он всегда помнит о зрителях. Тому важнее всего развлечь аудиторию. Каждый из его фильмов переносит вас в места, где вы никогда не были, показывает что-то новое и неизведанное, вовлекает в немыслимое приключение».

Работая над фильмом МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПОСЛЕДСТВИЯ, МакКуорри стремился исследовать тёмные стороны характера главного героя. «Итан и прежде был таинственным персонажем, – объясняет он. – На этот раз мне захотелось заглянуть в его мысли, почувствовать его связь с людьми. В названии фильма зашифрованы не только последствия ядерной катастрофы, но и последствия благих намерений Итана. Он оказался в ситуации, вышедшей из-под его контроля, и ему придётся справиться с ней несмотря на то, что им пытаются манипулировать».

Джейк Майерс уточняет, что в центре сюжета лежит непростое решение Ханта, после которого на него вновь объявляется охота: «В начале фильма мы видим, в какую неприятную ситуацию попадает Итан. Он допускает ошибку и оказывается перед непростой дилеммой: должен ли он попытаться спасти семью и друзей? Или следует предотвратить очередную катастрофу, угрожающую миллионам мирных граждан? Ему предстоит всерьёз задуматься о пересмотре ценностей».

Продюсер добавляет, что Круз вживается в образ своего героя так, как умеют лишь немногие актёры: «Том привносит в роль не только драматизм, он способен выполнять головокружительные трюки, на которые вряд ли отважился бы кто-то другой. Он отчаянный и очень много тренируется. Многие франшизы нетрудно представить с другими актёрами в главных ролях, но без Тома Круза не было бы Итана Ханта. Во всяком случае, не было бы такого Итана Ханта, которого любят миллионы зрителей во всём мире».

Возвращение режиссёра


Круз настоял, чтобы МакКуорри стал первым режиссёром в истории франшизы МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА, взявшимся за второй фильм. «В этом была уникальность франшизы – фильмы снимали разные режиссёры, – объясняет МакКуорри. – Когда Том предложил мне снять следующий фильм, я согласился с одним условием – по традиции визуальный ряд будет отличаться от предыдущего фильма. Мне хотелось, чтобы у зрителей возникло ощущение, что ПЛЕМЯ ИЗГОЕВ и ПОСЛЕДСТВИЯ снимали разные режиссёры».

Круз не возражал. Больше того, актёр признался, что восхищается творчеством режиссёра с 2012 года, когда они встретились на съёмках триллера ДЖЕК РИЧЕР. «Я обожаю работать с Крисом, он невероятно талантлив, – говорит Круз. – Мы решили изменить визуальную стилистику фильма, чтобы казалось, будто его снял не он, и всё получилось. Однако и в новом фильме Крис продемонстрировал свои самые лучшие качества рассказчика. Я в восторге от крутизны этих фильмов и персонажей. Мы сделали всё, что задумали. Не могу дождаться, чтобы увидеть реакцию зрителей».

За три фильма, над которыми они работали вместе, МакКуорри и Круз сдружились и стали отлично понимать друг друга. «Они схватывают всё буквально на лету, – подтверждает Майерс. – Том доверяет МакКуорри, ему комфортно работать с этим режиссёром. Во время съёмок они постоянно что-то меняют. Это сложнее продюсировать, но фильм получается на порядок лучше».

МакКуорри, получивший премию «Оскар»® за сценарий фильма ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ЛИЦА, продолжал вносить правки в сценарий даже в процессе съёмок. «Крис постоянно поддерживал жизнь в сценарии, – говорит Генри Кавилл. – Он отличный сценарист и подходит к работе над персонажами весьма тщательно и творчески. С его подачи герои практически незаметно оказываются в сложнейших ситуациях и преодолевают трудности, развиваясь или адаптируясь. Мне как актёру это очень нравится, потому что герои находятся в постоянном движении, как и в реальной жизни».

Ребекка Фергюсон соглашается с коллегой: «Для меня такой подход к режиссуре незнаком и непривычен, но мне понравилось, потому что Крис постоянно держал нас в напряжении. Оставалось полностью довериться ему и не выходить из образа».

Команда Миссии Невыполнимой


Главным героем всех фильмов МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА была и остаётся команда профессиональных шпионов под названием «Миссия невыполнима», которую возглавляет Итан Хант в исполнении Тома Круза. «Люди вступают в группу и выходят из неё, но основные роли не меняются из фильма в фильм, – считает Фергюсон. – В группе должны быть суперзвезда, комик, эксцентрик и красотка. В сочетании эти элементы дают удивительную команду, которую мы знаем, как «Миссия невыполнима».

Круз добавляет, что успех фильмам приносят индивидуальные харизма и динамика актёров, которых приглашают на ту или иную роль. «Больше всего в съёмках мне нравится, когда замечательные актёры проявляют себя с наилучшей стороны, – говорит Круз. – Мы с МакКуорри много работали, чтобы добиться этого эффекта. Именно это все мы любим в фильмах и историях».

Винг Реймз играл роль Лютера Стикелла, начиная с самой первой МИССИИ: НЕВЫПОЛНИМОЙ 1996 года. «МакКуорри считает, что мой персонаж – душа фильма, – рассказывает получивший премию «Золотой глобус»® актёр. – Поначалу я не понимал, о чём он говорит. Теперь же я думаю, что Лютер представляет некий голос разума для Итана Ханта. В этом фильме разногласия между нашими героями впервые доводят до драки. Но такое случается у людей, которые искренне беспокоятся друг о друге. Мне кажется, эта сцена позволила взглянуть на Лютера с необычного ракурса, увидеть иную сторону его личности. Кроме того, будет очень трогательная сцена с Ильзой , в которой демонстрируется искренняя привязанность Лютера к Итану».

По словам Круза, Лютер должен был погибнуть уже в первом фильме. «Мне этого очень не хотелось, – признается Круз, – не только потому, что Винг был очень хорош в своей роли, но и потому, что Итана и Лютера связывают особые отношения. Его персонаж привлекает и удерживает внимание зрителей, думаю, это нетрудно заметить в других фильмах. В фильме ПОСЛЕДСТВИЯ Вингу досталась очень динамичная роль».

Одним из любимых персонажей франшизы можно считать Бенджи Данна, который появился в последних трёх фильмах МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМОЙ. Его роль сыграл актёр, комик и продюсер Саймон Пегг. «В этих фильмах всегда найдётся то, что удивит зрителей, – говорит актёр. – Картины полны интриг, предательств и подстав, но смотрятся на удивление легко. Невозможно два часа просидеть в напряжении – так и аневризму заработать недолго. В фильмах достаточно моментов, когда можно расслабиться и посмеяться. Многие из этих моментов появились благодаря Бенджи».

Бенджи появляется во франшизе в должности системного аналитика в лаборатории группы «Миссия невыполнима». Его назначают помощником Итана по сюжету фильма МИССИЯ: НЕВЫПОЛНИМА 3. «В картине ПРОТОКОЛ ФАНТОМ он впервые проявляет себя в полевых условиях, а в фильме ПЛЕМЯ ИЗГОЕВ окончательно свыкается с амплуа секретного агента, несмотря на то, что по-прежнему не воспринимает работу всерьёз, – рассказывает Пегг. – Забавно играть персонажа так долго, наблюдать за тем, как он превращается из лабораторного червя (а именно так мой герой и выглядел в третьем фильме) в настоящего агента с впечатляющим набором навыков». По словам Круза, он приятно удивлён тому, как эволюционировал персонаж Пегга более чем за десятилетие работы во франшизе. «Мы с Джей Джеем Абрамсом оценили его талант в фильме ЗОМБИ ПО ИМЕНИ ШОН – Саймон был просто неподражаем, – улыбается Круз. – На съёмочной площадке фильма МИССИЯ: НЕВЫПОЛНИМА 3 он отработал всего день или два, и вот – только посмотрите, кем стал его персонаж!».

Алек Болдуин появляется уже во втором фильме франшизы в роли бывшего директора ЦРУ Алана Ханли, которого недавно назначили на должность руководителя группы «Миссия невыполнима». «Мы просто обязаны были вернуть его во франшизу, – утверждает МакКуорри. – Люди часто спрашивают меня, кто самый смешной человек на съёмочной площадке. Со многими работать очень весело, но нет никого, кто мог бы соперничать в чувстве юмора с Алеком Болдуином. Работать с ним – неподдельное удовольствие».

Женщины в Миссии


В фильме МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПОСЛЕДСТВИЯ появятся четыре сильные героини, роли которых исполнили знаменитые актрисы Мишель Монахэн, Ребекка Фергюсон, Анджела Бассетт и Ванесса Кирби. «Нам повезло заполучить в фильм сразу четырёх невероятно сильных женщин, – заявляет МакКуорри. – Мы решили уделить больше времени раскрытию женской сущности и сделать каждую героиню уникальной и незабываемой».

Перед тем как приступить к очередному фильму с Томом Крузом, МакКуорри всегда спрашивал актёра: «Сформулируй вкратце – чего ты хочешь от этой истории?» В этот раз Круз ответил: «Мне хочется раскрыть историю Джулии, потому что зрители продолжают задавать мне вопросы о ней». С этой героини и началась работа.

Фанаты франшизы знают, что Джулия – супруга Итана, роль которой сыграла Мишель Монахэн. Персонаж впервые появилась в фильме МИССИЯ: НЕВЫПОЛНИМА 3 и погибла где-то в промежутке между событиями этого фильма и картины МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПРОТОКОЛ ФАНТОМ. В эпизоде фильма ПРОТОКОЛ ФАНТОМ становится ясно, что её смерть была сымитирована, чтобы защитить её от убийц, охотящихся на Итана.

«МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПОСЛЕДСТВИЯ является кульминационной частью всей франшизы, и она была бы неполной, если бы мы не вернули Джулию, – считает Круз. – Есть в этой героини что-то, вызывающее сочувствие и романтический настрой. Мишель замечательна в этой роли, не говоря уже о том, что она просто удивительный человек».

Монахэн не скрывала своей радости, узнав, что её героиня появилась на больших экранах в фильме МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПОСЛЕДСТВИЯ. «Я и не догадывалась о том, что Джулию собираются возвращать, для меня это был приятный сюрприз, – вспоминает актриса. – Мне достался замечательный персонаж, история её любви к Итану не даёт покоя фанатам. Итан отстранился от супруги, чтобы не допустить покушений на её жизнь, вывести её из зоны риска. Мне кажется, что это – самое исчерпывающее проявление любви. По сюжету фильма пути героев пересекаются вновь, но на этот раз совершенно иначе».

Ребекка Фергюсон вновь сыграла бывшего агента MI6 Ильзу Фауст, позаимствовав имя у Ильзы Ланд, героини Ингрид Бергман в фильме КАСАБЛАНКА. Круз утверждает, что МакКуорри видел и другие схожие моменты у Ребекки Фергюсон и актрисы Золотого Века кинематографа. «Ребекка феноменальна, – говорит Круз. – Она очень харизматична, находится в отличной физической форме и умеет приковывать к себе взгляды зрителей».

У Ильзы свои собственные задачи и свой взгляд на технику шпионажа, так что пути мисс Фауст и команды «Миссия невыполнима» частенько расходятся. «Как правило, она работает на себя и ставит цели, в которых сама заинтересована, – говорит о своей героине шведская актриса, из недавних работ которой следует отметить роли в фильмах ВЕЛИЧАЙШИЙ ШОУМЕН; СНЕГОВИК; и ДЕВУШКА В ПОЕЗДЕ. «У каждого персонажа этого фильма есть свои цели и мотивы, – объясняет она. – Иногда герои сотрудничают, а иногда вставляют палки в колёса друг друга, создавая эмоционально напряжённые сцены».

Фергюсон и Саймон Пегг подружились ещё на съёмках фильма ПЛЕМЯ ИЗГОЕВ. Съёмки ПОСЛЕДСТВИЙ помогли актёрам освежить дружбу. «Ребекка – очень талантливая актриса, она сыграла замечательную героиню, – говорит Пегг. – Мне нравится то, что Ильза не уступает Ханту ни в физической подготовке, ни в интеллекте. Она появляется в кадре не только ради того, чтобы её спасли. Замечательно, когда в сюжете появляется всесторонне сильная героиня. Жаль, что это случается нечасто».

Ванессу Кирби многие телезрители запомнили в роли находчивой принцессы Маргарет, младшей сестры королевы Елизаветы в сериале канала Netflix «Корона». На этот раз актрисе досталось амплуа Аланы, известной под именем Белая Вдова. «Алана – таинственный персонаж, и она совершенно не похожа на других женщин в жизни Итана Ханта, – рассказывает актриса. – Она олицетворяет совсем другую жизнь, которая могла бы быть у Ханта с женщиной, понимающей его цели и мотивы. Она ассоциируется с искушением, причём не только в физическом плане, но также в эмоциональном и психологическом».

МакКуорри подтверждает, что в Белой Вдове достаточно загадок. «Она может показаться филантропом, занимающимся благотворительностью, – говорит режиссёр, – но на самом деле она – профессиональный торговец оружием и выступает посредником между террористами и богачами. Кажется, ей нравится столь необычное сообщество, при этом доверять ей ни в коем случае нельзя».

Анджела Бассетт сыграла роль Эрики Слоун, которая сменяет Алана Ханли на посту директора ЦРУ. Ханли становится главой отряда «Миссия невыполнима», а его преемница вводит в работу агентства собственные правила. «Слоун безжалостна и упряма, – описывает героиню МакКуорри. – Она лишена толерантности в отношении к группе «Миссия невыполнима» и её операциям, хотя в натуре Слоун безусловно есть что-то обезоруживающее. Я получил несказанное удовольствие, работая с Анджелой. Она привнесла нечто особенное в наш фильм».

Про словам Круза, номинированная на «Оскар»® и «Эмми»® актриса «распространяла ауру интеллекта, властности и уверенности в себе. Мне очень понравилась героиня, которую Крис написал для Анджелы, и она отлично справилась с этой ролью. На экране она предстаёт некоей силой природы, с которой бесполезно спорить. При этом сама Анджела - замечательный добросердечный человек».

Молот


Генри Кавилл в фильме МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПОСЛЕДСТВИЯ сыграл агента ЦРУ Огаста Уокера, которого Слоун натравливает на Итана Ханта. «В этой истории он становится своеобразным Джокером, – говорит МакКуорри. – Противоборство Уокера и Ханта продолжается на протяжении всего фильма».

Уокер – профессиональный киллер ЦРУ, однако, по словам Кавилла, он также движим собственными тайными мотивами. «Он чистильщик – убирает людей, которых не получается захватить, – раскрывает суть своего персонажа актёр. – Однако глубоко внутри он анархист».

Круз по достоинству оценил актёрскую игру звезды фильма ЧЕЛОВЕК ИЗ СТАЛИ: «Он очень силен, отлично сложен, харизматичен и притягивает к себе взгляд. Зрители заметят, что он выкладывался по полной программе. МакКуорри написал для него уникальную роль, у нас появился замечательный антагонист».

Режиссёр говорит, что по сюжету Кавиллу пришлось несладко. «Это была довольно неблагодарная роль – Генри довелось работать в очень сложных погодных условиях. Он находился в открытом вертолёте, летящем со скоростью 45 км/ч, оказывался на новозеландском леднике на высоте более двух километров над уровнем моря и висел на 600-метровой скале в Норвегии. Несмотря на это, Генри всегда сохранял оптимизм и отдавался своей роли с головой. Он – настоящий джентльмен и фантастический актёр. Мне очень понравилось работать с ним, особенно учитывая его потрясающее чувство юмора».

Злодей


Шон Харрис вернулся к роли Соломона Лейна, злодея из фильма ПЛЕМЯ ИЗГОЕВ, который теперь стремится отомстить Итану Ханту. «Лейн считает, что Итан разрушил всё, над чем он так тщательно работал, – говорит МакКуорри. – Он уверен, что настоящий злодей – Итан, и намерен доказать ему это. Стандартная миссия по изъятию пропавшего плутония превратилась в ловушку для Итана, расставленную Лейном».

Харрису также пришлось справляться со сложностями на съёмках. «Трудно подготовить себя к съёмкам сцены, в которой ты находишься в BMW в смирительной рубашке, а автомобиль едет по улочкам Парижа со скоростью 160 км/ч с Томом Крузом за рулём, – улыбается МакКуорри. – Зрителям эта сцена покажется забавной, а актёрам приходилось трудновато, потому что нельзя было ни на секунду выходить из роли. Лейн всегда очень собран и бесстрашен, поэтому лицо Шона должно было оставаться спокойным. Согласитесь, это непросто, но он справился».

В другой сцене фильма Лейна перевозят в грузовике, который падает в Сену. «Огромный поток воды напоминает какого-то водного элементаля, атакующего Лейна, – объясняет МакКуорри. – Мы опустили грузовик в воду и начали вращать его, при этом камера оставалась неподвижной, поэтому вода в кадре ведёт себя так неестественно. Шон сказал, что может задерживать дыхание на 45 секунд, но, оказавшись под водой, он перевернулся, и вода пошла через нос. В результате он практически сразу оказался без кислорода. К счастью, всё обошлось. Больше того, актёр стойко выдержал все 10 или 12 дублей, которые мы сделали, чтобы снять сцену так, как задумывали».

Ничто не сравнится с реалистичностью


Несмотря на то, что МакКуорри решил целенаправленно снимать фильм в другом визуальном стиле, основные правила франшизы были соблюдены. «Фильмы серии снимались преимущественно на реальных локациях и с использованием практических эффектов, хромакей задействовали лишь в крайних случаях, – утверждает режиссёр. – Том был готов выполнить сам почти любой трюк, который был в состоянии выполнить. Нам оставалось только найти правильный ракурс, чтобы нашу звезду было хорошо видно. Фактически, мы планировали свою работу, ориентируясь на Тома».

В каждом фильме МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА Круз выполняет незабываемый, смертельно опасный трюк. В картине ПРОТОКОЛ ФАНТОМ он взбирался на самый высокий в мире небоскрёб Бурдж Халифа в Дубае, в ПЛЕМЕНИ ИЗГОЕВ – висел на двери военного транспортного самолёта Airbus A400M Atlas в момент взлёта.

В фильме МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПОСЛЕДСТВИЯ Круз и МакКуорри решили снять целую серию головокружительных трюков, которые гарантированно впечатлят зрителей. «Том готовился к съёмкам этой картины более года, – говорит МакКуорри. – В Интернете ходили самые разные слухи о том, каким же будет тот самый трюк. Пришло время развеять эти слухи – это будет целая серия трюков, самая опасная, какую я только видел в жизни. Том постоянно находился на грани жизни и смерти».

Координатор трюков и режиссёр второй съёмочной группы Уэйд Иствуд уточняет, что насколько бы невероятными и захватывающими ни были трюки, кинематографисты не переступали черту, отделяющую обычного человека от супергероя. «Это не кинокомикс, в котором человек может пролететь две сотни метров над крышами машин и преспокойно опуститься на ноги, – говорит Иствуд. – Мы создавали только реалистичные трюки. Мне кажется, именно поэтому зрителям нравятся наши фильмы. Итан Хант – обычный человек. Он знает, на что способен. Он не всегда выбирает простейший путь, но готов выложиться по полной программе, чтобы добиться желаемого. Поэтому наша задача состояла в том, чтобы создать зрелищные трюки, которые бы не грешили против законов физики».

Миссия: Глобальна


Как и в предыдущих фильмах франшизы, сюжет картины МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПОСЛЕДСТВИЯ проведёт главных героев по самым завораживающим локациям. «Отличительная особенность фильмов франшизы в том, что они чем-то напоминают путеводитель, – говорит продюсер Джейк Майерс. – Первый фильм снимался в Чехии и других европейских странах. Мы намекнули американской аудитории, куда можно отправиться в отпуск, показали места, которые зрители, возможно, никогда прежде не видели. По мере развития франшизы, фильмы стали международными и ориентированы на зрителей всего мира».

Всю важность в выборе живописных локаций МакКуорри прочувствовал, работая над фильмом МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПЛЕМЯ ИЗГОЕВ. «Я был просто одержим этим, – признаётся режиссёр. – Я беспощадно гонял менеджеров по подбору локаций по всему миру в поисках локаций, которые бы сделали фильм максимально зрелищным».

Задачу по визуальному оформлению фильма возложили на плечи художника-постановщика Питера Венама и супервайзера по подбору локаций Бена Пилтца. Заключив контракт, Венам первым делом отметил на карте все локации, которые так или иначе фигурировали в прежних фильмах франшизы МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА. «Нам не хотелось повторяться, – объясняет он. – Мы стремились работать на неизведанной территории».
При этом Плитц утверждает, что МакКуорри был готов работать практически с любой найденной локацией: «Он нам недвусмысленно сказал: «Найдите мне крутую локацию, и я напишу для неё сцену».

Съёмки фильма МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПОСЛЕДСТВИЯ начались в марте 2017 года в Париже. «Мы с Томом обожаем Париж и хотели показать город во всей красе, – говорит МакКуорри. – Мы как-то увидели восьмиминутную короткометражку «Рандеву» [Rendezvous] – самые завораживающие виды города были сняты на камеру, закреплённую на бампере гоночной машины. Мы черпали вдохновение в этой короткометражке. Нам удалось запечатлеть все знаковые достопримечательности Парижа, и мы бесконечно благодарны властям города за то, что нам это разрешили».

Круз также замечает, что хотел отдать дань уважения парижским традициям кинопроизводства. «В Париже снималось множество замечательных фильмов, это город кинематографа, – говорит актёр. – Мы получили удивительный шанс, не воспользоваться которым было бы преступлением. Зрители, надеюсь, тоже оценят наши старания».

Впрочем, кинематографисты решили показать Город Огней с необычной для кинематографа стороны. В том числе, по словам Венама, часть фильма снималась с воздуха. «Мы привлекли к работе военных, добившись разрешения использовать вертолёт для съёмок, – рассказывает художник. – Мы получили совершенно фантастические кадры всего Парижа, которые редко увидишь в кино, поскольку разрешение получить не так-то просто».

Триумфальная Арка, Гранд-Опера и всё, что между ними


По сюжету первая захватывающая трюковая сцена снималась именно в Париже – Итан Хант оказался в центре динамичной погони. В кадре появлялись мотоцикл, классический BMW M5 1986 года, и бронированный грузовик. Для съёмок кинематографистам пришлось на время перекрыть самые популярные туристические места в центре Парижа, включая площадь Триумфальной Арки и проспект Оперы, ведущий к самой Опера Гарнье.

«Париж – фантастический город, – говорит МакКуорри. – В воскресенье на два часа, начиная с шести часов утра, в полное наше распоряжение предоставили площадь Триумфальной Арки. Когда солнце взошло, у нас оставалось около часа с четвертью на то, чтобы успеть отснять всё, поэтому операторской группе пришлось чётко рассчитывать время, чтобы следующая камера начинала работать именно в тот момент, когда предыдущая заканчивала съёмку».

Разумеется, не обошлось без трудностей. «Возникла неполадка с устройством, обеспечивавшим мне безопасность на мотоцикле, а время неумолимо утекало, – вспоминает Круз. – Крис подошёл ко мне и спросил, что я намерен делать. Я завёл мотоцикл и ответил: «Друг мой, надо снимать. Пусть камера работает, а я проеду этот поворот так быстро, как только смогу». И, кажется, всё получилось».

Даже Иствуд, за плечами которого около семидесяти фильмов с трюками и спецэффектами, признает, что нервничал, когда снимали сцену погони. В съёмках участвовали 70 водителей-каскадёров, а Круз лавировал между их машинами на мотоцикле без шлема (!). «Достаточно было малейшей ошибки, чтобы сцена превратилась в фатальную катастрофу, – говорит Иствуд. – Я очень волновался, но понимал, насколько важна сцена для фильма, поэтому постарался сделать её как можно более безопасной. Когда съёмки закончились, у меня словно гора с плеч упала».

В определённый момент погони Итан оказывается за рулём винтажного седана BMW M5 и должен спуститься по каменной лестнице. Иствуд рассказал актёру о том, как правильно выполнить этот трюк – машина должна сделать поворот на 180 градусов и на последних 10 градусах водителю необходимо вывернуть руль, выжать сцепление и включить первую передачу, находясь в воздухе. «Каскадёры и профессиональные водители тренируются всю жизнь этому трюку, но, учитывая сложность, даже у мастеров он не всегда получается идеально, – признаётся Иствуд. – А Том выполнил трюк четырежды, и три дубля из четырёх были идеальными».

По сюжету фильма Хант и Уокер выпрыгивают с парашютом из военного самолёта C-17 Globemaster на высоте около 7,5 километров и приземляются на стеклянную крышу здания, спуститься с которого невозможно. Итан отсоединяет высокопрочный провод, раскачивается, хватает Уокера и преодолевает 35 метров до земли дюльфером .

Это был первый трюк Кавилла на съёмках картины. «Мне казалось, что будет весело, – вспоминает актёр. – Пока не окажешься на краю здания, страх высоты не ощущается. Прочувствовать всю прелесть сцены я смог лишь во время репетиционного прогона».

Добро пожаловать в Новую Зеландию


Следующей остановкой съёмочной группы стал город Квинстаун на красивейшем Южном острове Новой Зеландии. Актёры и съёмочная группа прибыли сюда в июне 2017 года, чтобы снять захватывающую сцену с вертолётом. «На Южном острове есть множество обширных, но неосвоенных локаций, куда добраться можно только на вертолёте, – утверждает продюсер Джейк Майерс. – При этом на острове очень развит туристический бизнес – есть и вертолёты, и профессиональные пилоты». В южном полушарии была зима, и дни были крайне коротки, поэтому транспортировка актёров и съёмочной группы из базового лагеря на локацию начиналась затемно.

Первой локацией в Новой Зеландии стала долина Риз Вэлли неподалёку от города Гленорки в полутора часах езды от Квинстауна. На этой локации художник-постановщик Питер Венам построил большой мобильный медицинский лагерь и часть кашмирской деревеньки. В погоне за Лейном и плутонием команда «Миссия невыполнима» оказывается в этом вымышленном населённом пункте. Прибыв в лагерь, Итан встречает Джулию и её нового супруга Эрика, которые работают докторами, пытаясь справиться с эпидемией оспы.

После захода солнца в первый съёмочный день племя маори во главе с вождём Дэвидом Хиггинсом исполнило пофири – традиционный танец, которым местное население встречает почётных гостей. Винг Реймз рассказал, что члены племени, актёры и съёмочная группа собрались у входа на съёмочную площадку кашмирской деревни, и вождь произнёс речь, обращаясь к духам ушедших предков. «Я сталкивался с чем-то подобным в Африке, – вспоминает актёр. – Нам позволили работать на священных землях местного племени, и это было немаловажно для всех актёров и съёмочной группы».

Церемония стала одним из самых ярких воспоминания, которые остались после съёмок в памяти Мишель Монахэн. «Это была невероятная честь – присутствовать на этой церемонии, – говорит она. – После обряда нам подарили удивительной красоты священные камни. Для своего я нашла особое место в доме».

Хватаясь за соломинку


Первую трюковую сцену, снимаемую в Новой Зеландии, кинематографисты назвали «конвейер». Крузу пришлось карабкаться по тросу, свисающему с вертолёта на высоте 600 метров, а затем сорваться, пролететь 12 метров и удариться о груз на конце троса.

«Это было страшновато, – говорит Мейерс. – Фактически Том совершал банджи-джампинг с вертолёта. Главная опасность состояла в том, что он мог запутаться в верёвке, так что нам пришлось продумать специальную систему, не говоря уже о стандартной страховке. У нас был замечательный пилот, поднаторевший в банджи-джампинге и отлично знавший местную карту ветров. Когда Том добрался до вертолётных салазок, он не вышел из роли, и мы продолжали снимать. В результате, сцена получилась немного дольше, чем мы планировали изначально».

Кавилл вспоминает, как наблюдал за съёмками этой сцены: «Когда Том карабкался по тросу, а затем срывался, у меня внутри что-то ёкало. От неминуемой смерти его спасала лишь страховка, соединяющая его с вертолётом. Порыв ветра или что-то ещё – и трюк мог обернуться трагедией. Специалисты съёмочной группы, не сговариваясь, сходились во мнении, что никогда прежде не видели столь опасного трюка. Когда Том прыгнул, мы все ахнули, а это – именно то, чего Том добивался».

Круз утверждает, что трюк продумывался и просчитывался на протяжении двух лет. «Вне всяких сомнений, это был один из самых экстремальных трюков в этом фильме, но снимать его на хромакее было нельзя, – считает актёр. – Достаточно было учесть все технические параметры: поднимаемый вертолётом вес, форма груза, ракурсы съёмки, места крепления камер и так далее. Следовало также тщательно проверить все крепежи, чтобы ничего не разболталось в дороге и не засосало в винты – вот тогда бы у нас были серьёзные проблемы. Кроме того, нам нужен был пилот-мастер и проверенная команда каскадёров, и все они отлично справились со своими задачами».

Разумеется, сцена была очень сложной в физическом плане для самого Круза. «Я тренировался и готовился к этой сцене довольно долго, – рассказывает он. – Подниматься по канату было очень сложно. Дыхание сбивается, и ощущается нехватка кислорода, потому что под винтами воздух разрежен. Кроме того, на такой высоте достаточно холодно, а на мне была страховочная обвязка, перекрывшая кровоток, так что ноги у меня совершенно онемели. Потом было свободное падение с 10-метровой высоты, которое неизвестно чем закончится. Во время падения мне следовало удаляться от камеры, и в определённый момент нужно было разжать руки. В первый дубль руки перестали меня слушаться и не хотели отпускать верёвку. Необычные ощущения».

Сорвавшись, Круз пытался контролировать положение тела в падении. «Я хотел удариться о мешок спиной и перекатиться, – объясняет он. – Я знал, что будет удар достаточно сильный, что у меня дыхание перехватит. Если бы я приземлился на плечо или, того хуже, на голову, было бы неприятно».

Трюк оказался более сложным, чем тот, когда Круз висел снаружи взлетающего военного транспортника в фильме МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПЛЕМЯ ИЗГОЕВ. «Трюк с самолётом A400 был сложен и опасен, – вспоминает Мейерс, – но тогда Том был крепко зафиксирован. Тот трюк был отнюдь не таким рисковым, как падение с вертолёта, особенно с учётом погодных условий, ветра и других вертолётов, находившихся поблизости».

Каждый шаг на счету


Отработав смертельно опасные трюки в Новой Зеландии, съёмочная группа и актёры вернулись в Англию в августе 2017 года. Необходимо было снять сцену погони по крышам. Менеджеры по подбору локаций подобрали несколько мест, которые должны были появиться в кадре, включая Собор святого Павла, станцию Блэкфрайарс лондонского метрополитена и Современную галерею Тейт. На самом деле, сцена была довольно короткой и должна была связывать две части фильма. Однако, как нередко бывает на съёмках фильмов франшизы МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА, масштаб и сложность сцены увеличились в разы непосредственно во время работы. Часть погони была существенно изменена.

«Во время выполнения трюка Том сломал лодыжку, – вспоминает МакКуорри. – В этот момент его снимало четыре камеры. Он подтянулся, поднялся и постарался выбежать из кадра, опираясь на сломанную ногу. Только оказавшись за пределами кадра, он упал».

Круз говорит, что выкладывался по полной программе, чтобы зрители чувствовали отчаяние Ханта, который рискует всем в попытке добиться поставленной цели. «Я чувствовал, что не долетаю до края, и понимал, что переломаю себе все рёбра, – рассказывает об инциденте актёр. – Я выставил вперёд ногу за долю секунды до столкновения с крышей, чтобы смягчить удар. В первую секунду после удара я подумал: «О, чёрт!» Надо было как-то двигаться дальше, поскольку дубль не был завершён, и мне как-то удалось проковылять мимо камеры».

МакКуорри был шокирован такой самоотдачей актёра. «Он держался за ногу и сказал: «Я уверен, что она сломана», на что я ответил: «Без паники, рентген покажет». Я побывал с Томом во многих приключениях и сталкивался со многими злоключениями, поэтому знал, что катастрофа может сыграть нам на руку».

На рентгеновском снимке было видно, что одна из костей голеностопа была раздроблена. «Это была очень серьёзная травма, – объясняет актёр. – Поначалу доктора полагали, что на полное восстановление у меня уйдёт не меньше девяти месяцев. Я делал всё от меня зависящее, чтобы сократить этот срок – физиотерапия, тренировки по 10-12 часов в сутки. Через шесть недель я смог вернуться на съёмочную площадку. Через 10 недель я начал бегать, правда не быстро, а через три месяца я мог выдержать спринт. Я вернулся на крышу станции Блэкфрайарс, чтобы доснять ту сцену. После двух дней активных пробежек я три дня не мог ходить вообще».

К счастью, к тому времени фильм почти был завершён, так что МакКуорри мог приступить к монтажу. «Инцидент помог мне придумать финал, который бы никогда не пришёл мне в голову при ином стечении обстоятельств, – говорит режиссёр. – Я переписал несколько сцен и закончил сценарий. В конечном итоге задержка пошла фильму только на пользу».

Чудесное спасение


В финале вертолётной погони машины Ханта и Уокера сталкиваются и падают на вершину горы, где происходит кульминационный поединок между главными героями фильма. МакКуорри хотел, чтобы поединок состоялся на краю скалы, нависшей над обрывом. Однако команда по подбору локаций не смогла найти описанного режиссёром места, несмотря на обилие гор в Новой Зеландии.

Поиск локаций перешёл в международную фазу. В итоге подходящая локация нашлась в Норвегии, ею стал Прекестулен (также известный, как Скала-Кафедра) – небольшое плато в 600 метрах над фьордом. Место было очень живописное, но работать на локации было крайне сложно.

Первой же скаутской команде пришлось столкнуться с недружелюбными погодными условиями. Град, снег, дождь и солнцепёк сменяли друг друга, иногда за один день. Когда менеджеры по подбору локаций вернулись на плато, ветер был настолько сильный, что им приходилось передвигаться ползком, иначе очередной порыв мог попросту сдуть их в пропасть. При этом надежды на улучшение погоды не было – приближалась зима с обильными осадками и ещё более беспощадными ветрами. Время работало против Круза, который не до конца оправился после травмы.

«Тому и Генри пришлось работать на этой промозглой и опасной локации, – говорит МакКуорри. – При этом Тому, чья нога не до конца срослась, было на порядок сложнее». Съёмки периодически переносились из-за погодных условий, и в какой-то момент у кинематографистов появились сомнения в том, что фильм удастся снять до наступления зимы. Но в конечном счете удача была на их стороне: через 15 минут после того, как последний вертолёт стартовал с плато, Прекестулен накрыла страшная метель, которая погребла всю локацию (включая часть оборудования) под толстым слоем снега. Оставленное оборудование удалось вернуть лишь следующей весной, когда снег растаял.

Затяжной прыжок


В воздушно-десантных войсках существует способ десантирования с большой высоты, при котором парашют раскрывается у самой земли. Этот способ позволяет избежать обнаружения десанта противником. В фильме МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПОСЛЕДСТВИЯ Круз стал первым актёром в истории студийного кинематографа, который совершил подобный прыжок из самолёта Boeing C-17 Globemaster III на высоте 7,5 километров. Изначально трюк должны были снимать на военно-воздушной базе RAF Brize Norton в 120 километрах на северо-запад от Лондона, некоторые интерьерные и экстерьерные сцены уже были отсняты на этой базе. Однако задержка, вызванная травмой Круза, внесла коррективы. В Англии наступила зима, и тренироваться было невозможно.

«Мне нужно было пройти очень серьёзное обучение, поскольку сцена была крайне сложной и, если быть до конца откровенным, опасной», – говорит Круз.

Тренировки начались на студии Leavesden Studios в Англии. Там под руководством супервайзера по специальным эффектам Нил Корбулд была выстроена крупнейшая в мире вертикальная аэродинамическая труба. «В работе нам оказала существенную поддержку латвийская компания Aerodrome, – говорит Корбулд. – Ребята – настоящие мастера своего дела. У нас ушло около шести недель на дизайн трубы и пять месяцев – на строительство и сборку».

Корбулд утверждает, что обычная аэродинамическая труба для тренировок парашютистов оснащена двигателем мощностью в 800 кВт и создаёт поток воздуха, движущийся со средней скоростью 210 км/ч. Труба, которую выстроили для съёмок, была оснащена четырьмя подобными моторами, которые питались от четырёх мегаваттных генераторов. Усовершенствованные лопасти винтов позволяли поднять четырёх человек на высоту более 18 метров.

По окончании съёмок в феврале 2018 года воздушная съёмочная группа выехала в Абу-Даби, чтобы начать тренировки вместе с Крузом. Актёру необходимо было выполнить минимум 100 прыжков перед тем, как приступать к съёмкам сцены. Кроме того, Крузу и Кавиллу пришлось научиться пользоваться кислородными масками, которые предназначены для затяжных парашютных прыжков.

Командой парашютистов, которые помогали Крузу на съёмках, руководил Аллан Хьюитт, бывший участник команды «Красные дьяволы» . «На высоте в 7,5 километров сталкиваешься с проблемой возникновения гипоксии – кислородного голодания, – объясняет Хьюитт. – Сначала у тебя появляется ощущение эйфории, а затем отказывает мозг. Тома постоянно окружала команда парашютистов-спасателей, и если бы у него начались малейшие признаки гипоксии, мы бы тут же прервали съёмку. Дело в том, что кислородное голодание – очень опасное состояние. Вам кажется, что всё в порядке, а на самом деле ситуация ухудшается с каждой секундой».

Ещё одним важным членом закадровой команды стала доктор Анна Хикс – медицинский работник ВВС, специализирующийся на парашютном десанте, и специалист по аэромедицине при Общегражданской авиационной администрации ОАЭ. Она следила за тем, чтобы все актёры и специалисты съёмочной группы находились в надлежащем физическом состоянии перед прыжком, следила за их биомаркерами во время полёта, а также совершала прыжки в составе группы парашютистов-спасателей.

Съёмки сцены во многом зависели от арабской продюсерской компании twofour54. Руководитель компании Мэриам Альмхэйри договорилась с представителями ВС ОАЭ, и кинематографисты получили в своё распоряжение стратегический транспортник Boeing C-17 Globemaster III и двадцатиместный турбовинтовой пассажирский самолёт DHC-6 Twin Otter компании Viking Air для репетиции прыжка.

«На наше счастье представители армии ОАЭ узнали о готовящихся съёмках и захотели помочь нам, – говорит Круз. – Они очень любят наши фильмы, и я бесконечно благодарен им за помощь. Признаться, мы понятия не имели, как осуществить задуманное, как начинать репетиции. Если бы не военные, мы бы нипочём не сняли эту сцену».

Выполнявшие на семикилометровой высоте трюковой прыжок Круз и Кавилл должны были пользоваться кислородными масками. Но стандартные маски практически полностью закрывают лицо, и не видно, кто именно скрывается за ними. Аллану Хьюитту и его команде пришлось самим придумать дизайн и сконструировать маски, которые бы открывали зрителям лица актёров.

«Нам нужны были специальные кислородные маски, которые есть только у десантников, – объясняет эксперт по затяжным прыжкам. – Их оборудование разработано с таким расчётом, чтобы спасти парашютисту жизнь на большой высоте. Нам же нужен был шлем, который бы выдержал семикилометровый прыжок. Такого никто прежде не создавал, поэтому мы начали нашу работу, что называется, с чистого листа».

Хьюитт работал с супервайзером по моделированию Тоби Ширсом и дизайнером CAD Дэном Раттером. «Сперва мы сделали пробную версию шлема и распечатали его в 3D-принтере, – говорит Ширс. – Однако резина была не слишком прочна, поэтому мы укрепили каркас при помощи медной проволоки и выкрасили обводку в чёрный цвет. Одним из самых сложных элементов стала светодиодная подсветка, которая окружала лицо актёра. Диоды пришлось покрывать силиконом, чтобы исключить риск воспламенения кислорода, если диод закоротит».

График тренировочных прыжков был беспощаден. День за днём Круз совершал по четыре или пять прыжков из самолёта Twin Otter, а вечером прыгал ещё три раза из самолёта C-17. Большинство парашютистов выдерживали в таком ритме всего две недели, после чего были вынуждены прерваться. К началу съёмок Круз совершал прыжки на протяжении более четырёх недель.

Актёр вспоминает: «Я решил, что нахожусь в хорошей физической форме и могу совершать по 10-15 прыжков в день. Но уже во время первого прыжка пришло осознание, насколько это будет трудно для всех нас».

По сюжету сцены Хант выпрыгивает из самолёта C-17, чтобы спасти Уокера, который прыгнул чуть раньше, но в силу обстоятельств отключился. Пытаясь спасти его, герой Круза должен был выполнить серию акробатических трюков, которые даже профессиональным парашютистам даются с трудом. Кроме того, МакКуорри и Круз решили, что сцена происходит на закате, поэтому у съёмочной группы был всего один шанс в сутки снять эту сцену. Это была ещё одна невыполнимая миссия.

«Очень непросто спасти кого-то во время свободного падения, – объясняет Хьюитт. – Это сложная задача даже для инструкторов по свободному падению, у которых более тысячи прыжков за плечами. При этом лишь 30% всех аттестуемых получают вожделенный сертификат инструктора. Тому удалось освоить этот приём всего за 100 прыжков!».

Сложности начались ещё на борту самолёта – Крузу было не так просто выпрыгнуть. «Это огромный самолёт, летящий со скоростью 260 км/ч, – говорит Хьюитт. – Под фюзеляжем образуется зона повышенной турбулентности. Необходимо принять удар встречного воздуха точно на грудь, при этом удар довольно ощутимый. Затем нужно поймать поток воздуха, чтобы спуститься к цели. Том падал со скоростью около 250 км/ч, когда поравнялся с Уокером, и в этот момент ему нужно было замедлить снижение. Это очень трудно, требуется большой опыт».

Для работы над сценой продюсеры пригласили ветерана аэросъёмки Крейга О′Брайена. У него за плечами более 23000 прыжков, в большинстве случаев – в качестве оператора. Чтобы уловить все нюансы предстоящей сцены он совершал репетиционные прыжки вместе с Крузом.

«То, что сделал Крейг, просто невероятно, – говорит Круз. – Ему никогда прежде не доводилось снимать ничего подобного, но он – настоящий художник и мастер своего дела. Очень важно, чтобы оператор видел не только кадр, но и историю, которую он рассказывает. Крейг – один из таких операторов».

На шлеме О′Брайена была закреплена чудовищно тяжёлая (около 9 килограмм) камера Red Weapon с линзами IMAX. Кроме того, оператору пришлось направлять камеру, не имея доступа к видоискателю, что само по себе было проблематично. Прибор был снабжён линзами Panavision, которые автоматически рассчитывали фокусное расстояние до цели и помогали О′Брайену настраивать фокус, когда Круз приближался и отдалялся. Линзы IMAX никогда прежде не использовались во время съёмок свободного падения.

«Мне хотелось, чтобы зрители почувствовали себя полноправными участниками сцены, – заявляет Круз. – Выпрыгнув из C-17, я совершил несколько кульбитов, которые, к слову сказать, оказались очень болезненными. Выполняя их, я не должен был терять ориентацию в пространстве и работать с Крейгом. Заканчивая очередной дубль, мы никогда не знали, что же в результате получилось, и получилось ли что-то вообще. Это кардинально отличается от обычной съёмки в привычных декорациях. Это была какая-то дикость, но именно это и требовалось по сюжету сцены».

Круз совершал от четырёх до шести репетиционных прыжков каждый день. На заходе солнца, когда освещение было идеальным, МакКуорри снимал последний прыжок. «У нас было всего три минуты на то, чтобы снять всю сцену, – рассказывает режиссёр. – Если не получалось, нам приходилось ждать следующего заката. Разумеется, ожидание этих трёх минут лишь добавляло всеобщего напряжения. Однако каким бы ни было напряжение, Том справлялся со своей задачей. Ему пришлось не только выполнять акробатические трюки, но и помогать оператору, и, разумеется, ни на секунду не выходить из образа своего героя».

После очередного дубля вся съёмочная группа и актёры собирались вокруг мониторов, чтобы посмотреть, что получилось. «Вся группа ждала этого момента с нетерпением, – вспоминает Круз. – Было много дней, когда у нас ничего не получалось. И всё же мы собирались все вместе, чтобы обсудить отснятый материал, объяснить наши действия, рассказать, что мы сделали не так, как задумали, и почему надо попробовать ещё раз».

Сцена была разделена на три части, к каждой из которых нужно было серьёзно готовиться. Каждую фазу предваряли тщательное планирование и многодневные тренировки. «Поначалу мы думали, что первая часть из разряда невыполнимых, но, перейдя ко второй фазе, первая показалась нам простейшей, – смеётся Круз. – Когда мы закончили со второй фазой, все чувствовали себя выжатыми, как лимоны. Третья часть оказалась архисложной. Нужно было придумать, как её объединить со второй частью, в которой я, наконец, добираюсь до дублёра Генри. Я пытался схватить его, но центробежная сила чуть не выдернула мою кисть из сустава. Напряжение мышц руки и плеча просто зашкаливало. Крейг, наш оператор, прошёл через все эти тяготы со мной».

«Наконец, Крису, Джейку и мне понравился дубль последней третьей части, и мы позвали всю съёмочную группу посмотреть, что у нас получилось, – продолжает Круз. – Казалось, что мы приняли коллегиальное решение: «Снято! Мы закончили фильм!» Все были несказанно рады, что наша идея реализовалась, и фильм удался. Это замечательное мгновение, ради которого стоит снимать фильмы. Каждый из нас работает в коллективе невероятно творческих людей, и каждый влюблён в кинематограф и стремится доставить зрителям максимум удовольствия. Когда мы видим, как наш фильм завораживает зрителя, появляется непередаваемое ощущение, которое никогда не забудешь».

0 комментариев