Съемки фильма "Гупёшка"
Однажды Тамара (Нелли Попова) вышла выбросить мусор и встретила у подъезда Пашу (Евгений Баранов) – с бутылкой вина и желанием поговорить. Напросившись в гости, мужчина попадает в квартиру новой знакомой, а она рассказывает ему, как сильно любит мужа Лёнечку (Михаил Разумовский), который вывез её, «бракованную», из деревни, посадил дома за швейную машинку и назвал «гупёшкой» - в честь аквариумной рыбки, покорной, молчаливой, невольно преданной хозяину.
Пьесу «Гупёшка» драматург Василий Сигарев написал в начале 2000х. Впервые на сцене пьеса была поставлена в 2003 году в петербургском Театре имени Андрея Миронова. Режиссер постановки - художественный руководитель театра Влад Фурман. Через 14 лет режиссёр Влад Фурман, автор нашумевшей "Таинственной страсти", решил экранизировать «Гупёшку» с первым составом актеров своего спектакля. Фильм получил приз на лучшую женскую роль на фестивале «Движение», а также номинирован на премию «Золотой Единорог», которая вручается в Лондоне русским кинематографистам за их достижения в индустрии.
Режиссер Влад Фурман: «Когда читаешь историю, которая тебя волнует, когда подкатывает комок к горлу, то понимаешь, что надо эту историю поставить. «Гупёшка» удивляет своей жестокостью с одной стороны и непроизвольным юмором с другой. Поразительная черта женского характера – самоуничижение: чувство вины за то, в чем нет вины, ощущение себя подневольным человеком, добровольное подчинение хамству и унижению и оправдание этого унижения своей виной, обостренное понимание греха и принятие любого наказания как должного возмездия за свою жизнь. Это рабское забитое состояние души главной героини Тамары. Добровольное рабство. Страх перед свободой выбора наводит на философское размышление о судьбе целой нации. Также фильм ставит вопрос о проблеме женской свободы и независимости. Размышление о природе семейного счастья и подлинной любви.
Погружаясь в характер главной героини, понимаешь, что она высоконравственный, благородный, добрый и глубокий душевный человек, несмотря на необразованность и забитость. От этого еще больнее за нее, за ту несправедливость мира по отношению к ней. И мы исследуем этот характер, даем шанс изменить свою жизнь. И размышляем, какой выбор она сделает. И так хочется, чтобы она сделала правильный выбор. Все люди хотят сделать в жизни правильный выбор, чтобы стать счастливым человеком, но, к сожалению, удается это очень немногим. Я давно хотел снять самостоятельную камерную историю. Снять независимое кино. И я выбрал пьесу Василия Сигарева «Гупёшка».
Василий дал право на экранизацию. Он, в свое время, принял спектакль и доверил нам снимать кино. Нам показалось по силам потянуть эту историю самостоятельно, без участия продюсеров и крупных компаний, но все же не без помощи комитета по культуре Санкт-Петербурга. Чтобы начать производство мы создали Фонд Поддержки Некоммерческого Кино и очень благодарны комитету по культуре Санкт-Петербурга за поддержку в работе над фильмом и лично В.Н. Кичеджи, в ту пору возглавлявшему комитет».
Актриса Нелли Попова: «Можно по-разному относиться к моей героине Гупёшке, её можно любить и ненавидеть, жалеть и превозносить, над ней можно смеяться и плакать. Я сама считаю себя современной женщиной и когда репетировала, задавала себе вопрос-как же можно так жить? Неужели нельзя сделать выбор? И когда встретилась, и пообщалась с автором Василием Сигаревым, задала ему эти же вопросы, на что он мне совершенно спокойно ответил: «Нет! Это же русская женщина!" И потом я часто сталкивалась в жизни с этими "гупёшками ", которые так и не сделали свой выбор, тихие и незаметные, их много, они рядом и не только в России, плавают себе в любой точке земного шара, не требуя сострадания. И как бы это не современно и пафосно звучало, во имя ЛЮБВИ!»
Оператор Кирилл Мошкович: «Несмотря на то, что мы работали без продюсеров, внутренняя дисциплина, наработанная годами работы в производстве телевизионного кино, не позволяла нам расслабляться и отдыхать. Съемочный период прошел без выходных, но все же без переработок. Важно было найти способ съемки, мы пытались снять актерское кино. Передать нюансы актерской игры. Найти внутренний ритм повествования».
Режиссер Влад Фурман: Мы благодарны замечательным питерским актерам (первому театральному составу «Гупёшки») Нелли Поповой, Евгению Баранову и Михаилу Разумовскому, замечательному художнику Андрею Васину, реквизитору, декоратору и вообще «человеку-мастеру на все руки» – Андрею Шишову (он еще и автор сценария фильма «Наркомовский обоз» Влада Фурмана) за помощь в создании картины. Постпродакшн свел нас с замечательным звукорежиссером Сергеем Соколовым («Кукушка», «Гарпастум») и мастером цветокоррекции Глебом Никульским («Край», «Матильда»). Монтаж фильма был осуществлен московско-питерской командой: Андреем Компанийцем и Константином Фиревичем. Композитор Михаил Мокиенко (он же писал музыку для спектакля, но в фильме звучат новые темы). Так же нам помогали студенты КиТа и Театральной академии. Мы не переносили спектакль на пленку, мы просто снимали фильм. Язык театра отличается от киноязыка. Другой способ существования. И все же, пьеса ставит перед постановщиком интересные задачи».
«Основополагающую роль в случае с "Гупёшкой" играет, безусловно, сигаревский текст, пример высокой драматургии, пьесы, в которой переходы от уморительно смешных сцен с приклеившимся к линолеуму чайником к страшным эпизодам с забитой и забившейся в шкаф Тамарой - молниеносны, но филигранны, выполнены по всем драматургическим законам, незаметны и оттого звучат так оглушительно. Впрочем, такой литературный источник мог бы потеряться или не раскрыться в руках неумелого режиссера и актеров - к счастью и Влад Фурман, и Нелли Попова, Евгений Баранов, Михаил Разумовский, и оператор Кирилл Мошкович со своими непростыми в данном случае задачами справились безупречно. "Гупёшка", написанная более десяти лет назад, в формате фильма звучит именно сейчас, в 2017 году, как никогда актуально».
«Нелли Попова - опытная артистка с прекрасным театральным репертуаром, в котором есть и Раневская, и Бланш Дюбуа. Однако, как киноактриса она до "Гупёшки" практически не была известна. И теперь есть ощущение, что у нее должна начаться какая-то другая жизнь. История знает примеры, когда уже зрелые актрисы после внезапного триумфа становились звездами. "Гупёшка" - тот самый внезапный триумф Поповой, которая, нет сомнений, получит за эту роль еще не одну премию».
«Театральный и кинорежиссер Влад Фурман поставил, а затем и снял «Гупёшку» по знаменитой, уже много раз ставившейся пьесе Василия Сигарева, и узнаваемый стиль драматурга — одновременно и самое сильное, и самое слабое место картины. Его черный юмор, проницательность, точность психологических портретов, безжалостность к зрителю, одержимость поиском правды и честолюбивая внимательность к деталям давно известны. Но известно и то, что пресловутые «свинцовые мерзости жизни» у Сигарева всегда побеждают эту самую жизнь, а шоковая терапия не заканчивается до тех пор, пока аудиторию не начнет тошнить. Поэтому «Гупёшка» столь же изящна, сколь и, увы, предсказуема в своих ключевых сценах. Но зато благодаря ей зритель узнает о фантастической актрисе Нелли Поповой — прекрасной, самоотверженной и, кажется, способной быть одинаково успешной в разных жанрах. Собственно, ей и достался приз за главную женскую роль».
«Именно сейчас «Гупёшка» выглядит особенно актуальной, вступая в своего рода спор с мировым кинотрендом – с фильмами про сильных и независимых женщин. Тем болезненнее звучит с экрана эта узнаваемая, правдивая история несчастной женщины. В черно-белом цвете, в декорациях одной комнаты, снятая почти полностью крупными планами. Драматургически безупречный текст Василия Сигарева, в котором так тонко соблюден баланс между комедией, почти фарсом и высокой трагедией и так точно проведена почти невидимая, но резкая линия между смешным и грустным, в руках Влада Фурмана, актеров, оператора Кирилла Мошковича превращается в экранизацию не спектакля, а пьесы»
«Казалось бы, эксперимент по трансформации театра в кино: экранизация ранней гротескной комедии Василия Сигарева – в широкоэкранном формате и в ч/б. Но к тексту, звучащему удивительно нежизнеподобно, не добавлено, по сути, ни театра, ни кино – под чем я понимаю осмысленное режиссерское решение; вряд ли к такому можно отнести беззастенчивую эксплуатацию «взгляда Кабирии» (российскую духовную наследницу феллиниевской чудачки играет Нелли Попова) и проходящие рефреном кадры умирающей деревни (метафора поруганной чистоты и нравственного оскудения? или просто фотодокументация дыры, в которую жаль возвращать даже такую неприхотливую героиню?).
Влад Фурман – режиссер, автор сценария
Родился 5 марта 1969 года в Ленинграде. В 1990 году с отличием окончил ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова (класс проф. Г.А. Товстоногова, А.И. Кацмана, И.Б. Малочевской). С момента окончания института по 2000 год поставил 10 спектаклей в театрах Петербурга и России.
С 2000 года — главный режиссёр Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени А.А. Миронова. Особое место в творчестве режиссёра занимает инсценизация прозы. За время работы в театре поставил более 20 драматических спектаклей по лучшим образцам классической прозы А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, О. Уайльда, Л. Н. Толстого, В. Гюго, Б. Лавренева, драматургии Ингмара Бергмана, Сомерсета Моэма, Артура Миллера и Теннесси Уильямса. Первый постановщик пьес Василия Сигарева на петербургской сцене. Работал с известными артистами русского театра — Олегом Басилашвили, Сергеем Паршиным, Леонидом Неведомским, Ольгой Самошиной, Валерием Дегтярем, Валерием Кухарешиным.
В кинематографе с 2000 года. Постановщик телесериала «Бандитский Петербург-4,5,6», отдельных серий «Агента национальной безопасности». Дипломант первого Международного фестиваля русского театра в Париже.
Спектакли режиссёра «Сорок первый» («Дорога в рай") (по одноименному рассказу Б. Лавренева) и «Гупёшка» (по одноименной пьесе В. Сигарева) номинировались на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» как лучшие драматические спектакли. Стал лауреатом в номинации «Лучшая работа режиссёра на малой сцене» в 2000 году за спектакль «Сорок первый» (Дорога в рай"), в номинации «Лучшая женская роль» победила исполнительница роли Марютки з.а. РФ Наталья Панина.
За постановку спектаклей по русской классике (в том числе «Господа Головлёвы» и «Палата № 6») 14 января 2012 года Влад Фурман стал Лауреатом Национальной театральной премии имени Евгения Лебедева.
На первой церемонии вручения премии «Золотой носорог» в 2011 году признан лучшим режиссёром года за постановку телевизионного сериала «Террористка Иванова» в категории «Телевизионный сериал (до 12 серий)».
Руководил Лигой режиссёров «ДЕЙСТВИЕ» (Общество режиссёров мастерской Г. А. Товстоногова) с 1990 по 2000 год.
Избранная фильмография: «Бандитский Петербург. Фильм 4. Арестант» (2003), «Агент национальной безопасности-4» (2003), «Телохранитель» (телесериал, 2006), «Мамочка, я киллера люблю» (2008), «Террористка Иванова» (2008), «Семейный дом» (2010), «Защита свидетелей» (телесериал) (2011), «Наркомовский обоз» (2011), «На крыльях» (2014), «Куприн» (2014), «Таинственная страсть» (2015)
Василий Сигарев – автор пьесы
Российский драматург, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, оператор и монтажёр. Лауреат премий «Дебют», «Антибукер», «Эврика», «Новый стиль», «Evening Standard Awards».
Василий Сигарев родился в 1977 году в Верхней Салде. Учился в Нижнетагильском педагогическом институте, окончил Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «драматургия», семинар Николая Коляды (2003). Женат на актрисе Яне Трояновой.
В 2009 снял фильм «Волчок» с Яной Трояновой в главной роли. Фильм вышел на 51 копии в крупных городах России, был участником программы Первого канала "Закрытый показ".
В 2012 на Роттердамском кинофестивале состоялась мировая премьера второго фильма "Жить" с участием Яны Трояновой, Алексея Филимонова, Ольги Лапшиной, Дмитрия Куличкова и др.
15 июня 2015 года в рамках конкурсной программы 26-го Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» состоялась премьера фильма «Страна ОЗ». Картина получила Приз им. Г. Горина «За лучший сценарий», а также Приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон». На широкий экран в России вышла 3 декабря 2015 года.
Библиография: «Агасфер», «Гупёшка», «Божьи коровки возвращаются на землю», «В моем омуте», «Волчок», «Пластилин», «Жить», «Чёрное молоко», «Детектор лжи», «Замочная скважина»,», «Пышка», «Любовь у сливного бачка», «Метель» (по мотивам повести А. С. Пушкина), «Семья вурдалака», «Пышка» (по мотивам новеллы Ги Де Мопассана), «Русское лото», «Фантомные боли», «Яма», «Парфюмер» (по мотивам романа Патрика Зюскинда), «Киднеппинг по-новорусски, или Вождь малиновопиджаковых» (по мотивам рассказа О’Генри «Вождь краснокожих»), «Волчок» (Киносценарий), «В моём омуте», «Алексей Каренин» (Пьеса по мотивам романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»)
Кирилл Мошкович – оператор-постановщик
Родился 23 января 1968 года. В 1995 году окончил операторский факультет ВГИКа.
Фильмография: «Гупёшка» (2017), «Партия» (сериал, 2016), «Портрет женщины в красном» (мини-сериал, 2016), «Таинственная страсть» (сериал, 2016), «Эрмитаж. Сокровище нации» (ТВ, 2014), «Куприн. Яма» (мини-сериал, 2014), «Берега моей мечты» (сериал, 2013), «Бездна» (сериал, 2012 – ...), «Честь самурая» (ТВ, 2012), «Защита свидетелей» (сериал, 2011), «Морские дьяволы. Судьбы» (мини-сериал, 2009), «Дорожный патруль 3» (сериал, 2009), «Террористка: Особо опасна» (сериал, 2009), «Мамочка, я киллера люблю» (сериал, 2008), «Технология (2008), Морские дьяволы 2» (сериал, 2007), «Элегия жизни: Ростропович, Вишневская» (2006), «Коммуналка» (ТВ, 1994), «История болезни» (ТВ, 1990)
Нелли Попова – Тамара
Родилась 31 августа 1964 года в Днепродзержинске.
В 1988 году окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (курс Л.Малеванной). В 1988-1991 годах играла в Театре-студии под руководством Ларисы Малеванной, в создании которого принимала участие. В 1991 году вошла в труппу Театра реального искусства, созданного Эриком Горошевским. С 1992 года - актриса Театра им. В.Ф.Комиссаржевской. С 1995 года сотрудничает с Санкт-Петербургским театром «Русская антреприза» им. Андрея Миронова. Заслуженная артистка России (2005).
Избранная фильмография: «Гупёшка» (2017), «Пять минут тишины» (сериал, 2016 – ...), «Таинственная страсть» (сериал, 2016), «Подозрение» (мини-сериал, 2015), «Куприн. Впотьмах» (мини-сериал, 2014), «Куприн. Яма» (мини-сериал, 2014), «На крыльях» (2013), «Личные обстоятельства» (сериал, 2012), «Шаман» (сериал, 2011), «Капитан Гордеев» (сериал, 2010), «Слово женщине» (сериал, 2010), «Семейный дом» (сериал, 2010), «Лабиринт» (2009), «Террористка: Особо опасна» (сериал, 2009), «Мамочка, я киллера люблю» (сериал, 2008), «Улицы разбитых фонарей 9» (сериал, 2008), «Литейный, 4» (сериал, 2008), «Дюжина правосудия» (мини-сериал, 2007), «Гаишники» (сериал, 2007 – 2010), «Любовь одна» (ТВ, 2007), «Телохранитель» (сериал, 2006), «Агент национальной безопасности 4» (сериал, 2003), «Бандитский Петербург 6: Журналист» (мини-сериал, 2003), «Улицы разбитых фонарей 4» (сериал, 2001), «Тайны следствия» (сериал, 2000), «Агент национальной безопасности 2» (сериал, 2000), «Паром «Анна Каренина» (1993)
Михаил Разумовский - Лёнечка
Родился 2 декабря 1961 года в Ленинграде.
Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1982). Учился в театральной студии ЛГУ. В 1986 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К.Черкасова (курс И.П. Владимирова).
После его окончания играл в Мурманском Драматическом областном театре. Вернувшись в родной город, работал в театре-студии «Петербург», в «Приюте комедианта» (1989-1992), в театре "Суббота" (1992-1993). А в 1993 году режиссёр Геннадий Тростянецкий пригласил актёра в «Театр на Литейном» на роль Эдмунда в спектакле «Король Лир».
В настоящее время работает в Молодёжном театре, а также играет в спектаклях «Белого театра», театра Комедии («Влюблённые»), и в «Русской антрепризе имени Андрея Миронова». Заслуженный артист России (2008).
Фильмография: «Гупёшка» (2017), «От первого до последнего слова» (мини-сериал, 2016), «Следователь Тихонов» (сериал, 2016 – ...), «Половинки невозможного» (мини-сериал, 2014), «Обними меня» (ТВ, 2014), «Пепел» (сериал, 2013), «Люди там» (2012), «Весна в декабре» (сериал, 2011), «Шхера-18» (ТВ, 2011), «Месть – искусство» (ТВ, 2010), «Любовь под грифом «Совершенно секретно» 3» (ТВ, 2010), «Морские дьяволы. Судьбы» (мини-сериал, 2009), «Храни меня дождь» (ТВ, 2008), «Ван Гог не виноват» (ТВ, 2008), «Черный снег» (мини-сериал, 2007), «Месть – искусство» (2007), «Бандитский Петербург 9: Голландский Пассаж» (сериал, 2006), «Бандитский Петербург 7: Передел» (сериал, 2005), «Банкирши» (сериал, 2005), «Странствия и невероятные приключения одной любви» (ТВ, 2004), «Мангуст» (сериал, 2003), «Агентство «Золотая пуля» (сериал, 2002), «Улицы разбитых фонарей 3» (сериал, 2000), «Приказ» (ТВ, 1987), «Место встречи изменить нельзя» (мини-сериал, 1979), «Ярославна, королева Франции» (1978)
Евгений Баранов – Паша
Родился 3 сентября 1957 года в посёлке Юдино, Кировского района города Казани.
В 1978 году закончил ЛГИТМИК, курс Игоря Владимирова. С 1978 по 1995 годы работал в театре имени Ленсовета, с 1995 по 2001 год – в театре Комедии имени Н. П. Акимова.
Заслуженный артист России (1999). С 2001 года – артист труппы Санкт-Петербургского театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова.
Фильмография: «Гупёшка» (2017), «Чума» (сериал, 2015), «Тест на беременность» (сериал, 2014), «Еще не вечер» (сериал, 2010), «Сад» (2008), «Автобус» (сериал, 2008), «Свой-чужой» (сериал, 2006), «Фаворский» (сериал, 2005), «Агент национальной безопасности 5» (сериал, 2004), «Улицы разбитых фонарей 4» (сериал, 2001), «По имени Барон» (сериал, 2001), «Агент национальной безопасности 3» (сериал, 2001), «Агент национальной безопасности 2» (сериал, 2000), «Агент национальной безопасности» (сериал, 1999), «Операция «С новым годом» (ТВ, 1996), «Гаджо» (1992), «Пятый десяток» (ТВ, 1982), «Путешествие в Кавказские горы» (1981), «Эндшпиль» (1980), «Тростинка на ветру» (ТВ, 1980)
О фильме:
Пьесу «Гупёшка» драматург Василий Сигарев написал в начале 2000х. Впервые на сцене пьеса была поставлена в 2003 году в петербургском Театре имени Андрея Миронова. Режиссер постановки - художественный руководитель театра Влад Фурман. Через 14 лет режиссёр Влад Фурман, автор нашумевшей "Таинственной страсти", решил экранизировать «Гупёшку» с первым составом актеров своего спектакля. Фильм получил приз на лучшую женскую роль на фестивале «Движение», а также номинирован на премию «Золотой Единорог», которая вручается в Лондоне русским кинематографистам за их достижения в индустрии.
Режиссер Влад Фурман: «Когда читаешь историю, которая тебя волнует, когда подкатывает комок к горлу, то понимаешь, что надо эту историю поставить. «Гупёшка» удивляет своей жестокостью с одной стороны и непроизвольным юмором с другой. Поразительная черта женского характера – самоуничижение: чувство вины за то, в чем нет вины, ощущение себя подневольным человеком, добровольное подчинение хамству и унижению и оправдание этого унижения своей виной, обостренное понимание греха и принятие любого наказания как должного возмездия за свою жизнь. Это рабское забитое состояние души главной героини Тамары. Добровольное рабство. Страх перед свободой выбора наводит на философское размышление о судьбе целой нации. Также фильм ставит вопрос о проблеме женской свободы и независимости. Размышление о природе семейного счастья и подлинной любви.
Погружаясь в характер главной героини, понимаешь, что она высоконравственный, благородный, добрый и глубокий душевный человек, несмотря на необразованность и забитость. От этого еще больнее за нее, за ту несправедливость мира по отношению к ней. И мы исследуем этот характер, даем шанс изменить свою жизнь. И размышляем, какой выбор она сделает. И так хочется, чтобы она сделала правильный выбор. Все люди хотят сделать в жизни правильный выбор, чтобы стать счастливым человеком, но, к сожалению, удается это очень немногим. Я давно хотел снять самостоятельную камерную историю. Снять независимое кино. И я выбрал пьесу Василия Сигарева «Гупёшка».
Василий дал право на экранизацию. Он, в свое время, принял спектакль и доверил нам снимать кино. Нам показалось по силам потянуть эту историю самостоятельно, без участия продюсеров и крупных компаний, но все же не без помощи комитета по культуре Санкт-Петербурга. Чтобы начать производство мы создали Фонд Поддержки Некоммерческого Кино и очень благодарны комитету по культуре Санкт-Петербурга за поддержку в работе над фильмом и лично В.Н. Кичеджи, в ту пору возглавлявшему комитет».
Актриса Нелли Попова: «Можно по-разному относиться к моей героине Гупёшке, её можно любить и ненавидеть, жалеть и превозносить, над ней можно смеяться и плакать. Я сама считаю себя современной женщиной и когда репетировала, задавала себе вопрос-как же можно так жить? Неужели нельзя сделать выбор? И когда встретилась, и пообщалась с автором Василием Сигаревым, задала ему эти же вопросы, на что он мне совершенно спокойно ответил: «Нет! Это же русская женщина!" И потом я часто сталкивалась в жизни с этими "гупёшками ", которые так и не сделали свой выбор, тихие и незаметные, их много, они рядом и не только в России, плавают себе в любой точке земного шара, не требуя сострадания. И как бы это не современно и пафосно звучало, во имя ЛЮБВИ!»
Оператор Кирилл Мошкович: «Несмотря на то, что мы работали без продюсеров, внутренняя дисциплина, наработанная годами работы в производстве телевизионного кино, не позволяла нам расслабляться и отдыхать. Съемочный период прошел без выходных, но все же без переработок. Важно было найти способ съемки, мы пытались снять актерское кино. Передать нюансы актерской игры. Найти внутренний ритм повествования».
Режиссер Влад Фурман: Мы благодарны замечательным питерским актерам (первому театральному составу «Гупёшки») Нелли Поповой, Евгению Баранову и Михаилу Разумовскому, замечательному художнику Андрею Васину, реквизитору, декоратору и вообще «человеку-мастеру на все руки» – Андрею Шишову (он еще и автор сценария фильма «Наркомовский обоз» Влада Фурмана) за помощь в создании картины. Постпродакшн свел нас с замечательным звукорежиссером Сергеем Соколовым («Кукушка», «Гарпастум») и мастером цветокоррекции Глебом Никульским («Край», «Матильда»). Монтаж фильма был осуществлен московско-питерской командой: Андреем Компанийцем и Константином Фиревичем. Композитор Михаил Мокиенко (он же писал музыку для спектакля, но в фильме звучат новые темы). Так же нам помогали студенты КиТа и Театральной академии. Мы не переносили спектакль на пленку, мы просто снимали фильм. Язык театра отличается от киноязыка. Другой способ существования. И все же, пьеса ставит перед постановщиком интересные задачи».
Кинокритики о фильме после фестиваля «Движение»:
«Основополагающую роль в случае с "Гупёшкой" играет, безусловно, сигаревский текст, пример высокой драматургии, пьесы, в которой переходы от уморительно смешных сцен с приклеившимся к линолеуму чайником к страшным эпизодам с забитой и забившейся в шкаф Тамарой - молниеносны, но филигранны, выполнены по всем драматургическим законам, незаметны и оттого звучат так оглушительно. Впрочем, такой литературный источник мог бы потеряться или не раскрыться в руках неумелого режиссера и актеров - к счастью и Влад Фурман, и Нелли Попова, Евгений Баранов, Михаил Разумовский, и оператор Кирилл Мошкович со своими непростыми в данном случае задачами справились безупречно. "Гупёшка", написанная более десяти лет назад, в формате фильма звучит именно сейчас, в 2017 году, как никогда актуально».
Наталия Григорьева, «Независимая газета»
«Нелли Попова - опытная артистка с прекрасным театральным репертуаром, в котором есть и Раневская, и Бланш Дюбуа. Однако, как киноактриса она до "Гупёшки" практически не была известна. И теперь есть ощущение, что у нее должна начаться какая-то другая жизнь. История знает примеры, когда уже зрелые актрисы после внезапного триумфа становились звездами. "Гупёшка" - тот самый внезапный триумф Поповой, которая, нет сомнений, получит за эту роль еще не одну премию».
«Российская газета», Александр Нечаев
«Театральный и кинорежиссер Влад Фурман поставил, а затем и снял «Гупёшку» по знаменитой, уже много раз ставившейся пьесе Василия Сигарева, и узнаваемый стиль драматурга — одновременно и самое сильное, и самое слабое место картины. Его черный юмор, проницательность, точность психологических портретов, безжалостность к зрителю, одержимость поиском правды и честолюбивая внимательность к деталям давно известны. Но известно и то, что пресловутые «свинцовые мерзости жизни» у Сигарева всегда побеждают эту самую жизнь, а шоковая терапия не заканчивается до тех пор, пока аудиторию не начнет тошнить. Поэтому «Гупёшка» столь же изящна, сколь и, увы, предсказуема в своих ключевых сценах. Но зато благодаря ей зритель узнает о фантастической актрисе Нелли Поповой — прекрасной, самоотверженной и, кажется, способной быть одинаково успешной в разных жанрах. Собственно, ей и достался приз за главную женскую роль».
Егор Москвитин, Gazeta.ru
«Именно сейчас «Гупёшка» выглядит особенно актуальной, вступая в своего рода спор с мировым кинотрендом – с фильмами про сильных и независимых женщин. Тем болезненнее звучит с экрана эта узнаваемая, правдивая история несчастной женщины. В черно-белом цвете, в декорациях одной комнаты, снятая почти полностью крупными планами. Драматургически безупречный текст Василия Сигарева, в котором так тонко соблюден баланс между комедией, почти фарсом и высокой трагедией и так точно проведена почти невидимая, но резкая линия между смешным и грустным, в руках Влада Фурмана, актеров, оператора Кирилла Мошковича превращается в экранизацию не спектакля, а пьесы»
Наталья Григорьева, Kino-teatr
«Казалось бы, эксперимент по трансформации театра в кино: экранизация ранней гротескной комедии Василия Сигарева – в широкоэкранном формате и в ч/б. Но к тексту, звучащему удивительно нежизнеподобно, не добавлено, по сути, ни театра, ни кино – под чем я понимаю осмысленное режиссерское решение; вряд ли к такому можно отнести беззастенчивую эксплуатацию «взгляда Кабирии» (российскую духовную наследницу феллиниевской чудачки играет Нелли Попова) и проходящие рефреном кадры умирающей деревни (метафора поруганной чистоты и нравственного оскудения? или просто фотодокументация дыры, в которую жаль возвращать даже такую неприхотливую героиню?).
Вадим Рутковский, Сoolconnections
Создатели фильма
Влад Фурман – режиссер, автор сценария
Родился 5 марта 1969 года в Ленинграде. В 1990 году с отличием окончил ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова (класс проф. Г.А. Товстоногова, А.И. Кацмана, И.Б. Малочевской). С момента окончания института по 2000 год поставил 10 спектаклей в театрах Петербурга и России.
С 2000 года — главный режиссёр Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени А.А. Миронова. Особое место в творчестве режиссёра занимает инсценизация прозы. За время работы в театре поставил более 20 драматических спектаклей по лучшим образцам классической прозы А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, О. Уайльда, Л. Н. Толстого, В. Гюго, Б. Лавренева, драматургии Ингмара Бергмана, Сомерсета Моэма, Артура Миллера и Теннесси Уильямса. Первый постановщик пьес Василия Сигарева на петербургской сцене. Работал с известными артистами русского театра — Олегом Басилашвили, Сергеем Паршиным, Леонидом Неведомским, Ольгой Самошиной, Валерием Дегтярем, Валерием Кухарешиным.
В кинематографе с 2000 года. Постановщик телесериала «Бандитский Петербург-4,5,6», отдельных серий «Агента национальной безопасности». Дипломант первого Международного фестиваля русского театра в Париже.
Спектакли режиссёра «Сорок первый» («Дорога в рай") (по одноименному рассказу Б. Лавренева) и «Гупёшка» (по одноименной пьесе В. Сигарева) номинировались на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» как лучшие драматические спектакли. Стал лауреатом в номинации «Лучшая работа режиссёра на малой сцене» в 2000 году за спектакль «Сорок первый» (Дорога в рай"), в номинации «Лучшая женская роль» победила исполнительница роли Марютки з.а. РФ Наталья Панина.
За постановку спектаклей по русской классике (в том числе «Господа Головлёвы» и «Палата № 6») 14 января 2012 года Влад Фурман стал Лауреатом Национальной театральной премии имени Евгения Лебедева.
На первой церемонии вручения премии «Золотой носорог» в 2011 году признан лучшим режиссёром года за постановку телевизионного сериала «Террористка Иванова» в категории «Телевизионный сериал (до 12 серий)».
Руководил Лигой режиссёров «ДЕЙСТВИЕ» (Общество режиссёров мастерской Г. А. Товстоногова) с 1990 по 2000 год.
Избранная фильмография: «Бандитский Петербург. Фильм 4. Арестант» (2003), «Агент национальной безопасности-4» (2003), «Телохранитель» (телесериал, 2006), «Мамочка, я киллера люблю» (2008), «Террористка Иванова» (2008), «Семейный дом» (2010), «Защита свидетелей» (телесериал) (2011), «Наркомовский обоз» (2011), «На крыльях» (2014), «Куприн» (2014), «Таинственная страсть» (2015)
Василий Сигарев – автор пьесы
Российский драматург, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, оператор и монтажёр. Лауреат премий «Дебют», «Антибукер», «Эврика», «Новый стиль», «Evening Standard Awards».
Василий Сигарев родился в 1977 году в Верхней Салде. Учился в Нижнетагильском педагогическом институте, окончил Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «драматургия», семинар Николая Коляды (2003). Женат на актрисе Яне Трояновой.
В 2009 снял фильм «Волчок» с Яной Трояновой в главной роли. Фильм вышел на 51 копии в крупных городах России, был участником программы Первого канала "Закрытый показ".
В 2012 на Роттердамском кинофестивале состоялась мировая премьера второго фильма "Жить" с участием Яны Трояновой, Алексея Филимонова, Ольги Лапшиной, Дмитрия Куличкова и др.
15 июня 2015 года в рамках конкурсной программы 26-го Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» состоялась премьера фильма «Страна ОЗ». Картина получила Приз им. Г. Горина «За лучший сценарий», а также Приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон». На широкий экран в России вышла 3 декабря 2015 года.
Библиография: «Агасфер», «Гупёшка», «Божьи коровки возвращаются на землю», «В моем омуте», «Волчок», «Пластилин», «Жить», «Чёрное молоко», «Детектор лжи», «Замочная скважина»,», «Пышка», «Любовь у сливного бачка», «Метель» (по мотивам повести А. С. Пушкина), «Семья вурдалака», «Пышка» (по мотивам новеллы Ги Де Мопассана), «Русское лото», «Фантомные боли», «Яма», «Парфюмер» (по мотивам романа Патрика Зюскинда), «Киднеппинг по-новорусски, или Вождь малиновопиджаковых» (по мотивам рассказа О’Генри «Вождь краснокожих»), «Волчок» (Киносценарий), «В моём омуте», «Алексей Каренин» (Пьеса по мотивам романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»)
Кирилл Мошкович – оператор-постановщик
Родился 23 января 1968 года. В 1995 году окончил операторский факультет ВГИКа.
Фильмография: «Гупёшка» (2017), «Партия» (сериал, 2016), «Портрет женщины в красном» (мини-сериал, 2016), «Таинственная страсть» (сериал, 2016), «Эрмитаж. Сокровище нации» (ТВ, 2014), «Куприн. Яма» (мини-сериал, 2014), «Берега моей мечты» (сериал, 2013), «Бездна» (сериал, 2012 – ...), «Честь самурая» (ТВ, 2012), «Защита свидетелей» (сериал, 2011), «Морские дьяволы. Судьбы» (мини-сериал, 2009), «Дорожный патруль 3» (сериал, 2009), «Террористка: Особо опасна» (сериал, 2009), «Мамочка, я киллера люблю» (сериал, 2008), «Технология (2008), Морские дьяволы 2» (сериал, 2007), «Элегия жизни: Ростропович, Вишневская» (2006), «Коммуналка» (ТВ, 1994), «История болезни» (ТВ, 1990)
Нелли Попова – Тамара
Родилась 31 августа 1964 года в Днепродзержинске.
В 1988 году окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (курс Л.Малеванной). В 1988-1991 годах играла в Театре-студии под руководством Ларисы Малеванной, в создании которого принимала участие. В 1991 году вошла в труппу Театра реального искусства, созданного Эриком Горошевским. С 1992 года - актриса Театра им. В.Ф.Комиссаржевской. С 1995 года сотрудничает с Санкт-Петербургским театром «Русская антреприза» им. Андрея Миронова. Заслуженная артистка России (2005).
Избранная фильмография: «Гупёшка» (2017), «Пять минут тишины» (сериал, 2016 – ...), «Таинственная страсть» (сериал, 2016), «Подозрение» (мини-сериал, 2015), «Куприн. Впотьмах» (мини-сериал, 2014), «Куприн. Яма» (мини-сериал, 2014), «На крыльях» (2013), «Личные обстоятельства» (сериал, 2012), «Шаман» (сериал, 2011), «Капитан Гордеев» (сериал, 2010), «Слово женщине» (сериал, 2010), «Семейный дом» (сериал, 2010), «Лабиринт» (2009), «Террористка: Особо опасна» (сериал, 2009), «Мамочка, я киллера люблю» (сериал, 2008), «Улицы разбитых фонарей 9» (сериал, 2008), «Литейный, 4» (сериал, 2008), «Дюжина правосудия» (мини-сериал, 2007), «Гаишники» (сериал, 2007 – 2010), «Любовь одна» (ТВ, 2007), «Телохранитель» (сериал, 2006), «Агент национальной безопасности 4» (сериал, 2003), «Бандитский Петербург 6: Журналист» (мини-сериал, 2003), «Улицы разбитых фонарей 4» (сериал, 2001), «Тайны следствия» (сериал, 2000), «Агент национальной безопасности 2» (сериал, 2000), «Паром «Анна Каренина» (1993)
Михаил Разумовский - Лёнечка
Родился 2 декабря 1961 года в Ленинграде.
Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1982). Учился в театральной студии ЛГУ. В 1986 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К.Черкасова (курс И.П. Владимирова).
После его окончания играл в Мурманском Драматическом областном театре. Вернувшись в родной город, работал в театре-студии «Петербург», в «Приюте комедианта» (1989-1992), в театре "Суббота" (1992-1993). А в 1993 году режиссёр Геннадий Тростянецкий пригласил актёра в «Театр на Литейном» на роль Эдмунда в спектакле «Король Лир».
В настоящее время работает в Молодёжном театре, а также играет в спектаклях «Белого театра», театра Комедии («Влюблённые»), и в «Русской антрепризе имени Андрея Миронова». Заслуженный артист России (2008).
Фильмография: «Гупёшка» (2017), «От первого до последнего слова» (мини-сериал, 2016), «Следователь Тихонов» (сериал, 2016 – ...), «Половинки невозможного» (мини-сериал, 2014), «Обними меня» (ТВ, 2014), «Пепел» (сериал, 2013), «Люди там» (2012), «Весна в декабре» (сериал, 2011), «Шхера-18» (ТВ, 2011), «Месть – искусство» (ТВ, 2010), «Любовь под грифом «Совершенно секретно» 3» (ТВ, 2010), «Морские дьяволы. Судьбы» (мини-сериал, 2009), «Храни меня дождь» (ТВ, 2008), «Ван Гог не виноват» (ТВ, 2008), «Черный снег» (мини-сериал, 2007), «Месть – искусство» (2007), «Бандитский Петербург 9: Голландский Пассаж» (сериал, 2006), «Бандитский Петербург 7: Передел» (сериал, 2005), «Банкирши» (сериал, 2005), «Странствия и невероятные приключения одной любви» (ТВ, 2004), «Мангуст» (сериал, 2003), «Агентство «Золотая пуля» (сериал, 2002), «Улицы разбитых фонарей 3» (сериал, 2000), «Приказ» (ТВ, 1987), «Место встречи изменить нельзя» (мини-сериал, 1979), «Ярославна, королева Франции» (1978)
Евгений Баранов – Паша
Родился 3 сентября 1957 года в посёлке Юдино, Кировского района города Казани.
В 1978 году закончил ЛГИТМИК, курс Игоря Владимирова. С 1978 по 1995 годы работал в театре имени Ленсовета, с 1995 по 2001 год – в театре Комедии имени Н. П. Акимова.
Заслуженный артист России (1999). С 2001 года – артист труппы Санкт-Петербургского театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова.
Фильмография: «Гупёшка» (2017), «Чума» (сериал, 2015), «Тест на беременность» (сериал, 2014), «Еще не вечер» (сериал, 2010), «Сад» (2008), «Автобус» (сериал, 2008), «Свой-чужой» (сериал, 2006), «Фаворский» (сериал, 2005), «Агент национальной безопасности 5» (сериал, 2004), «Улицы разбитых фонарей 4» (сериал, 2001), «По имени Барон» (сериал, 2001), «Агент национальной безопасности 3» (сериал, 2001), «Агент национальной безопасности 2» (сериал, 2000), «Агент национальной безопасности» (сериал, 1999), «Операция «С новым годом» (ТВ, 1996), «Гаджо» (1992), «Пятый десяток» (ТВ, 1982), «Путешествие в Кавказские горы» (1981), «Эндшпиль» (1980), «Тростинка на ветру» (ТВ, 1980)
Категория Гид рассказывает
0 комментариев