Съемки фильма "Ленин. Неизбежность"
«Он был выбран судьбой на главную роль» (с)
Владимир Хотиненко
«В каждое время свой Ленин, и он что-то выражает, выражает отношение к этим событиям, отношение лично к Ленину и отношение ко времени» (с)
Евгений Миронов
«Это невероятно крепкий политический детектив, его просто интересно смотреть» (с)
Фёдор Бондарчук
31 октября, ровно посредине между датой годовщины Великой Октябрьской революции по старому и новому стилю, Владимир Хотиненко представляет историю о подготовке этого события. В роли Вождя — Евгений Миронов. А в роли его личного Мефистофеля, «купца революции» Александра Парвуса — Фёдор Бондарчук.
Действие фильма разворачивается в 1915-1917 годах. Бизнесмен, революционер и авантюрист Александр Парвус встречается с министром иностранных дел Германской империи. Немецкое правительство выделяет деньги для организации революции в воюющей Российской империи. Задача Парвуса — найти того, кто этот переворот возглавит. Так в историю входит Владимир Ленин, проживающий в то время в Швейцарии. Витиеватые переговоры завершаются решительными действиями. Парвус дистанционно стимулирует протестные выступления народных масс в Петербурге, которые приводят к отречению от власти императора Николая Второго и свержению монархии. Ситуацию не спасают даже начальник российской имперской контрразведки князь Василий Туркестанов и офицер контрразведки Алексей Мезенцев: они ведут свою войну за спасение страны, в которую верят. Сразу после первой революционной волны Ленин и группа его соратников в пломбированном вагоне выезжают из Швейцарии через Германию, чтобы стать историей.
Впрочем, техническое описание сюжета не отражает сути картины. Это полноценная, захватывающая кинопартия в шахматы, результат которой уже известен всему миру. А вот как эта партия разыгрывалась, показывает фильм «Ленин. Неизбежность». Режиссёр Владимир Хотиненко называет эту картину логическим продолжением «Бесов»: экранизацию романа Фёдора Достоевского он представил в 2014 году. Это последовательное и одновременно стремительное изучение сущности революционера: какими качествами он должен обладать, что им движет и как он меняется с приближением к заветной цели.
«На самом деле это история про поезд, который привез Владимира Ленина на Финляндский вокзал. Вернее, не просто история, а еще и предыстория. Хотя нас в школе учили, что никакого поезда не было», — интригует Хотиненко.
Напряженный политический триллер соединил в себе всё, что зрителей так увлекает в кино: коварные интриги, любовные перипетии, террористические акты и финансовые махинации. Всё вместе превращает «Ленин. Неизбежность» в захватывающее авантюрное приключение, которое случилось на самом деле.
«Мне было интересно, всем нам было интересно: а кто это сделал? Кто этот человек, который изменил мир?», — рассказывает режиссёр. «Пока я работал над картиной, во-первых, понял, что настоящей правды никто не узнает никогда. Во-вторых, я окончательно для себя удостоверился, что «неизбежность» — это точный подзаголовок. Этого не могло не произойти. Я очень глубоко изучил материал и понял для себя совершенно определенно, что это неизбежность, что это должно было произойти, независимо ни от чего. С Лениным, потому что он был выбран судьбой на главную роль. Эта история была написанной пьесой, её можно было играть так или этак, но это всё равно пьеса с известным финалом. И вот в этом я убедился окончательно и бесповоротно совершенно, и что Ленин был выдающейся фигурой, он был трагической, в каких-то моментах даже чудовищной, но это великая фигура безусловно».
«Ленин. Неизбежность» знакомит зрителей сразу с двумя малоизвестными героями. И первый их них — сам вождь мирового пролетариата. Евгению Миронову достался для исполнения, с одной стороны, один их самых каноничных образов в российском кино, а с другой, совершенно незнакомый: Ленин до революции, но уже революционер. На экране не набор клише, не ходячий памятник а живой, сомневающийся человек, но с узнаваемыми жестами и речевыми оборотами.
«Таким Ленина никто никогда не играл, Ленина, который ест суп очень дешевый из картошки, при этом у которого другой масштаб проблем: не взять Зимний или, так сказать, начать гражданскую войну, а очень простые вещи: необходимо опубликовать вот эту литературу — нет денег, необходимо план осуществить, он назрел, он сейчас полный этим планом, он готов. Он уже проспал февральскую революцию, это было для него страшно, просто прокол. И как туда проехать, как? Вот в этом состоянии Ленина никто никогда не играл. Плюс, конечно же, отношения достаточно близкие с двумя своими соратницами, близким кругом», — осторожно о своём Ленине рассказывает Евгений Миронов.
Осторожность и, как следствие, ювелирная точность в работе над этим образом присуща всем участникам процесса. Владимир Хотиненко признаётся, что готов был отказаться от затеи снимать «Ленина», если бы его любимый актёр не согласился на главную роль.
«Да, это был прямой шантаж», — шутит Хотиненко, уже представив картину на кинофестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге. — «Я Жене практически всё предлагаю, потому что я люблю с ним работать. Мне кажется, когда мы вместе работаем, нам удаётся высечь искру. И здесь я сказал: «Если ты не согласишься, я не буду снимать это». Его работа — этот результат сам по себе, потому что это была одна из самых сложных задач — вырваться, отойти от иконы революционной, советской и оживить памятник».
Визуальное сходство Евгения Миронова и его перевоплощение во Владимира Ленина получилось настолько точным, что уже через 15 минут фильма легко забыть, кто же именно играет этого героя. Актёр не копирует фирменную картавость или жесты политика, он оперирует ими легко и естественно, соединяя все маркеры Ленина с поведением любого другого человека.
«Есть набор, знаете, такой набор «штучек Ленина» — это рука, это картавость, рука за жилеткой. Но им есть объяснения какие-то, например, то, что он руку держал за спиной означало, что у него болит спина, она у него болела, и он таким образом себя поддерживал. Или как он интересно говорил, когда он ораторствовал, это же надо тоже понять, на каком-то уровне клеточном разобрать, что происходило, он же не просто стоял и вещал, он вдруг начинал размышлять на трибуне, невольно ходить вправо-влево, и зал на него реагировал из-за этого, как лягушка на удава. Специально он так делал? Может быть и нет, но подсознательно да» — описывает свою работу актёр.
Важная особенность этого Ленина в том, что режиссёр и актёр показывают и поясняют, как родились или прижились индивидуальные особенности вождя, по которым его безошибочно сейчас узнают во всём мире. Отдельные сцены посвящены «рождению» неизменной кепки, а диалог о знаменитом обращении Ленина «батенька» добавляет лёгкой юмористической интонации в эту напряжённую и эмоционально насыщенную драму.
«В финале у нас есть кадр, когда Инесса Арманд даёт Ленину палочку и красный платочек, флаг делает, и мы видим впервые Ленина портретного. И он сам в этот момент понимает, что он уже символ. Но до этого это человек и растерянный, и отчаянный может быть. Но про такой характер Ленина — это как Ванька-Встанька —, про него очень многие писали. Как и о том, что он обладал невероятными способностями для вождя, и с ними нужно было именно родиться» — резюмирует Миронов.
Воспользовавшись заранее известным эпиграфом к фильму, «Никто не знает настоящей правды», Владимир Хотиненко показывает Ленина не только работающим за столом или задумчиво прогуливающимся по европейским улочкам. Важную роль в формировании его личности и идей играет знакомство вождя с дадаистами и непосредственно с поэтом Тцарой. Их партии в шахматы — словно вехи, разделяющие фильм на главы.
«Я верю в знаки судьбы. Как-то давным-давно в Цюрихе мы оказались с моей женой Танечкой на улице Шпигельгассе, и она мне рассказала, она первая мне рассказала историю и возле кафе, там сейчас музей «Кабаре Вольтер», там музей дадаистов, в котором книги Ленина, майки с надписью я себе купил даже – «дада Ленин», они считали его продолжателем своих идей», — с удовольствием делится Владимир Иванович. — «В фильме это совершенно свежая линия, как и Парвус — свежий персонаж. Они действительно существовали в последние дни пребывания Ленина заграницей. И если даже был он не играл с Тцарой в шахматы, это надо было бы придумать. Потому что это очень интересная фактура: все идеи дадаистов строились на разочаровании от итогов войны, что человечество живёт бессмысленно, ничего ему в урок не идёт, и они были в этом смысле революционеры, и их настроение соответствует тем настроениям, которые Ленин в себе в то время носил».
Свежий для российского, да и мирового кино образ Александра Парвуса, первого политтехнолога, как шутит исполнитель этой роли Фёдор Бондарчук, актёр вместе с режиссёром создавали практически с нуля. Об этом историческом деятеле известно не так уж много, хотя именно «Меморандум Парвуса» стал основной зацепкой для создания сценария картины. Реальный исторический документ помог понять образ мышление персонажа. А редкие фотографии дали актёру свободу в придумке индивидуальных особенностей Парвуса. В итоге, Владимир Хотиненко убежден, это одна из лучших ролей Бондарчука.
«Мы поняли, что это, в общем, как ни крути, аллюзия на Бориса Березовского. Я имею в виду не внешне, но по существу. Фёдор вгрызся в эту историю, много изучил, серьёзно, а сколько предложил всего…» — вспоминает постановщик.
Первое, что сделал актёр, отказался от пластического грима. Отрастить бороду оказалось проще, чем живот. И уже на съёмочной площадке в ход пошли физические и технические приёмы, чтобы тучный и косолапый Парвус «спрятал» под собой подтянутого Бондарчука: походка с сильным наклоном вперёд, перераспределение баланса веса, объёмное пальто, ракурс съёмки. Выразительный и пошлый указующий мизинец с перстнем — также придумка Фёдора. Он действует на зрителей отталкивающе и завораживающе одновременно, ведь Парвус пускает мизинец в ход в моменты переговоров, чтобы усилить свои витиевато сформулированные доводы. Но, пожалуй, самым ярким признаком персонажа становится его речевая особенность.
«Чтоканье Парвуса я «забрал» у нескольких своих товарищей из Петербурга, из этой колыбели русской революции, в том числе перенял его от нашего композитора Игоря Вдовина. Вот он «чтокал", я ему сказал: «Вдовин, я твоё чтоканье забираю на Парвуса.», он мне ответил: «А ты уверен, что это подойдёт именно этому персонажу?», я говорю: «Разберёмся». В итоге «что» с этим мизинцем как будто тычут во всех вокруг» — поделился актёр.
«Ленин. Неизбежность», несмотря на название, это фильм дуэта героев. Хотя Ленин и Парвус практически не пересекаются в кадре, в перекрестных сценах бросается в глаза их сходство. Словно один персонаж — чуть искажённое зеркало другого. Одинаковые редкие волосы, невысокий рост, бороды, округлые лица, внимательные глаза и, конечно, мечта изменить мир. А стоит персонажам Евгения Миронова и Фёдора Бондарчука оказаться в одной сцене, они и вовсе кажутся копией друг друга. Бондарчук признаётся, эту особенность он, его партнёр Миронов и режиссёр заметили уже на съёмочной площадке. Не стали нарочно акцентировать на этом сходстве внимание, но позволили ему существовать. В итоге оно добавило всему фильму новый смысловой пласт.
«Это два человека с огромной долей авантюризма. Ну кто ещё революцию делает? Конечно же, люди безбашенные, у которых есть задача, идеи, и дальше они сворачивает горы. В этом они похожи. И это сходство играет Ленину на руку. Революции нужно делать только с чистыми руками. И он нашел способ, человека беспринципного — «иной мерзавец может быть для нас полезен именно тем, что он мерзавец». Поэтому в краткий период он использовал Парвуса по полной, потом просто выбросил его, как и остальных своих соратников» — комментирует кинослучайность Евгений Миронов.
«Есть легенды, что апрельские тезисы были написаны Лениными под впечатлением в том числе и от работ Парвуса. Владимир Хотиненко, заметив сходство, сказал: «Это интересно, пусть они где-то пересекаются подсознательно. Но не будем это педалировать». Параллель мне эта нравится. Если зритель подумает: «А что, если бы тот, другой, сыграл Ленина?»» — размышляет Бондарчук.
Но гораздо важнее в фигуре Парвуса — его совершенная современность. Если Ленин — фигура устоявшаяся и уже свершившая свою революцию, Парвуса легко представить и в наши дни. А отражение его «Меморандума» найти в сводках новостей.
«Он актёр. Наглый смелый, умный, хитрый, коварный, беспринципный. А если осознать масштаб планов, которые были у него в голове – вывести Россию из Первой мировой войны через революцию и в сговоре с Германией — на такое способен только выдающийся человек. Представляете, две страны воюют, миллионы людей, разные города, огромная страна, здесь и сейчас, отрезок времени короткий. По масштабам задач он, конечно, смелый и наглый тип. А его стёрли из истории. Я, когда читал его «Меморандум», у меня дыбом вставали последние волосы: это очень современно.
Некоторые направления, темы и предложения, распоряжения к действию, то что мы слышим каждые день в новостных программах из наших телевизоров по поводу границ России, где и что нужно сделать, — абсолютно современная технология» — Бондарчук с восторгом рассказывает о своём неоднозначном персонаже. И подчёркивает, что при таком размахе дел политических, его Парвус был однолюбом.
Романтические линии в фильме важны не меньше политических. Три совершенно не похожих друг на друга женщины, по сути, делают историю вместе со своими великими мужчинами. Паулина Андреева исполнила роль любовницы Александра Парвуса, Софьи Рудневой. Её персонаж — один из немногих вымышленных. Но её стоило придумать, чтобы подчеркнуть и влияние Парвуса на людей через поступки, на которые ради него идёт Софья. А также чтобы вступить в психологически важный диалог с «женщинами» Ленина в роковом поезде. Надежду Крупскую деликатно и точно воплотила Дарья Екамасова. А её соперницу Иннесу Арманд в привычной эффектной манере сыграла Виктория Исакова. Владимир Хотиненко не противопоставляет героинь, а наоборот из сцены в сцену подчёркивает, насколько неразрывно они связаны между собой, как одинаково Ленин не может жить без каждой из них. Редкие сцены в фильме, где Владимир Ленин позволяет себе вспомнить о чувствах, особенно запоминаются.
Противостоящий надвигающейся революции дуэт Александра Балуева и Максима Матвеева отвечают в картине за трагедию неизбежности. Начальник российской имперской контрразведки князь Василий Туркестанов и офицер контрразведки Алексей Мезенцев добавляют детективной остроты и вместе с тем через свои тускнеющие из сцены в сцену образы показывают угасание всей империи. В последнем появление героя Матвеева весь антураж затмевает его красками нового времени.
За декорации и реквизит в фильме отвечает художник-постановщик Сергей Иванов — потрясающий и совершенно сумасшедший, как описал его режиссёр. В его фильмографии почти 30 картин, от легендарных «Небес обетованных» до недавнего триумфатора Канн «Дылды».
«Он живое наше национальное достояние и выдающийся художник. Подробности пространства, где ты обитаешь, от сигары кофе, книги, гардины, подсвечников, лампы, хрусталя, тарелочки — это само пространство тебя затягивает, чтобы существовать, раствориться в том времени, которое происходит здесь и сейчас, поэтому зрителя ждёт роскошная визуальная картинка» — делится Фёдор Бондарчук, который не только жил в роскошных декорациях от Иванова на съёмках «Ленин. Неизбежность», но и работал с ним на своём режиссерском проекте «Сталинград».
Большую часть времени съёмочная группа «Ленина» провела в Будапеште — городе шести столиц. Владимир Хотиненко, внимательный к деталям, обнаружил в столице Венгрии и роскошный Берлин, которого в современном Берлине уже не найти, и Цюрих, и один в один улицу Шпигельгассе, на которой жил Ленин, и российскую улочку под Петербург.. За точную визуальную передачу стиля и эпохи отвечал оператор Денис Аларкон Рамирес, постоянный соратник Хотиненко, а так же оператор-постановщик нашумевшего исторического телепроекта «София». Вмешательство компьютерной графики в картине минимально. Однако тонкую работу супервайоров по спецэффектам можно оценить в сценах с использованием хроники. Реальные видеозаписи, взятые в Госфильмофонде, соединились с кадрами из фильма, словно такими и были.
Сегодня, когда уже известна дата российской премьеры, Владимир Хотиненко делится мечтами о премьере в Швейцарии. «Мы прикладываем массу усилий, чтобы устроить премьеру в этом кафе «Кабаре Вольтер», Им это тоже интересно. Ведь в Швейцарии не так много ярких художественных явлений было, и дадаисты были ярчайшим явлением в то время. И мне кажется, это было бы символично и очень изящно провести там премьеру, откуда Ленин и отправился в Россию».
Изящно сплетённая из нескольких историй и судеб картина ярко и вместе с тем с историческим почтением показывает ещё одну версию правды о русской революции. Новизна материала переплетается с известными легендами. Но, как и задумывал Владимир Хотиненко, подчёркивает неизбежность случившегося.
«Ленин очень любил шахматы, был фанатиком и не любил проигрывать. И в итоге главную партию он выиграл» — подытожил исполнитель роли Ленина Евгений Миронов.
Владимир Хотиненко
«В каждое время свой Ленин, и он что-то выражает, выражает отношение к этим событиям, отношение лично к Ленину и отношение ко времени» (с)
Евгений Миронов
«Это невероятно крепкий политический детектив, его просто интересно смотреть» (с)
Фёдор Бондарчук
31 октября, ровно посредине между датой годовщины Великой Октябрьской революции по старому и новому стилю, Владимир Хотиненко представляет историю о подготовке этого события. В роли Вождя — Евгений Миронов. А в роли его личного Мефистофеля, «купца революции» Александра Парвуса — Фёдор Бондарчук.
Действие фильма разворачивается в 1915-1917 годах. Бизнесмен, революционер и авантюрист Александр Парвус встречается с министром иностранных дел Германской империи. Немецкое правительство выделяет деньги для организации революции в воюющей Российской империи. Задача Парвуса — найти того, кто этот переворот возглавит. Так в историю входит Владимир Ленин, проживающий в то время в Швейцарии. Витиеватые переговоры завершаются решительными действиями. Парвус дистанционно стимулирует протестные выступления народных масс в Петербурге, которые приводят к отречению от власти императора Николая Второго и свержению монархии. Ситуацию не спасают даже начальник российской имперской контрразведки князь Василий Туркестанов и офицер контрразведки Алексей Мезенцев: они ведут свою войну за спасение страны, в которую верят. Сразу после первой революционной волны Ленин и группа его соратников в пломбированном вагоне выезжают из Швейцарии через Германию, чтобы стать историей.
Впрочем, техническое описание сюжета не отражает сути картины. Это полноценная, захватывающая кинопартия в шахматы, результат которой уже известен всему миру. А вот как эта партия разыгрывалась, показывает фильм «Ленин. Неизбежность». Режиссёр Владимир Хотиненко называет эту картину логическим продолжением «Бесов»: экранизацию романа Фёдора Достоевского он представил в 2014 году. Это последовательное и одновременно стремительное изучение сущности революционера: какими качествами он должен обладать, что им движет и как он меняется с приближением к заветной цели.
«На самом деле это история про поезд, который привез Владимира Ленина на Финляндский вокзал. Вернее, не просто история, а еще и предыстория. Хотя нас в школе учили, что никакого поезда не было», — интригует Хотиненко.
Напряженный политический триллер соединил в себе всё, что зрителей так увлекает в кино: коварные интриги, любовные перипетии, террористические акты и финансовые махинации. Всё вместе превращает «Ленин. Неизбежность» в захватывающее авантюрное приключение, которое случилось на самом деле.
«Мне было интересно, всем нам было интересно: а кто это сделал? Кто этот человек, который изменил мир?», — рассказывает режиссёр. «Пока я работал над картиной, во-первых, понял, что настоящей правды никто не узнает никогда. Во-вторых, я окончательно для себя удостоверился, что «неизбежность» — это точный подзаголовок. Этого не могло не произойти. Я очень глубоко изучил материал и понял для себя совершенно определенно, что это неизбежность, что это должно было произойти, независимо ни от чего. С Лениным, потому что он был выбран судьбой на главную роль. Эта история была написанной пьесой, её можно было играть так или этак, но это всё равно пьеса с известным финалом. И вот в этом я убедился окончательно и бесповоротно совершенно, и что Ленин был выдающейся фигурой, он был трагической, в каких-то моментах даже чудовищной, но это великая фигура безусловно».
«Ленин. Неизбежность» знакомит зрителей сразу с двумя малоизвестными героями. И первый их них — сам вождь мирового пролетариата. Евгению Миронову достался для исполнения, с одной стороны, один их самых каноничных образов в российском кино, а с другой, совершенно незнакомый: Ленин до революции, но уже революционер. На экране не набор клише, не ходячий памятник а живой, сомневающийся человек, но с узнаваемыми жестами и речевыми оборотами.
«Таким Ленина никто никогда не играл, Ленина, который ест суп очень дешевый из картошки, при этом у которого другой масштаб проблем: не взять Зимний или, так сказать, начать гражданскую войну, а очень простые вещи: необходимо опубликовать вот эту литературу — нет денег, необходимо план осуществить, он назрел, он сейчас полный этим планом, он готов. Он уже проспал февральскую революцию, это было для него страшно, просто прокол. И как туда проехать, как? Вот в этом состоянии Ленина никто никогда не играл. Плюс, конечно же, отношения достаточно близкие с двумя своими соратницами, близким кругом», — осторожно о своём Ленине рассказывает Евгений Миронов.
Осторожность и, как следствие, ювелирная точность в работе над этим образом присуща всем участникам процесса. Владимир Хотиненко признаётся, что готов был отказаться от затеи снимать «Ленина», если бы его любимый актёр не согласился на главную роль.
«Да, это был прямой шантаж», — шутит Хотиненко, уже представив картину на кинофестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге. — «Я Жене практически всё предлагаю, потому что я люблю с ним работать. Мне кажется, когда мы вместе работаем, нам удаётся высечь искру. И здесь я сказал: «Если ты не согласишься, я не буду снимать это». Его работа — этот результат сам по себе, потому что это была одна из самых сложных задач — вырваться, отойти от иконы революционной, советской и оживить памятник».
Визуальное сходство Евгения Миронова и его перевоплощение во Владимира Ленина получилось настолько точным, что уже через 15 минут фильма легко забыть, кто же именно играет этого героя. Актёр не копирует фирменную картавость или жесты политика, он оперирует ими легко и естественно, соединяя все маркеры Ленина с поведением любого другого человека.
«Есть набор, знаете, такой набор «штучек Ленина» — это рука, это картавость, рука за жилеткой. Но им есть объяснения какие-то, например, то, что он руку держал за спиной означало, что у него болит спина, она у него болела, и он таким образом себя поддерживал. Или как он интересно говорил, когда он ораторствовал, это же надо тоже понять, на каком-то уровне клеточном разобрать, что происходило, он же не просто стоял и вещал, он вдруг начинал размышлять на трибуне, невольно ходить вправо-влево, и зал на него реагировал из-за этого, как лягушка на удава. Специально он так делал? Может быть и нет, но подсознательно да» — описывает свою работу актёр.
Важная особенность этого Ленина в том, что режиссёр и актёр показывают и поясняют, как родились или прижились индивидуальные особенности вождя, по которым его безошибочно сейчас узнают во всём мире. Отдельные сцены посвящены «рождению» неизменной кепки, а диалог о знаменитом обращении Ленина «батенька» добавляет лёгкой юмористической интонации в эту напряжённую и эмоционально насыщенную драму.
«В финале у нас есть кадр, когда Инесса Арманд даёт Ленину палочку и красный платочек, флаг делает, и мы видим впервые Ленина портретного. И он сам в этот момент понимает, что он уже символ. Но до этого это человек и растерянный, и отчаянный может быть. Но про такой характер Ленина — это как Ванька-Встанька —, про него очень многие писали. Как и о том, что он обладал невероятными способностями для вождя, и с ними нужно было именно родиться» — резюмирует Миронов.
Воспользовавшись заранее известным эпиграфом к фильму, «Никто не знает настоящей правды», Владимир Хотиненко показывает Ленина не только работающим за столом или задумчиво прогуливающимся по европейским улочкам. Важную роль в формировании его личности и идей играет знакомство вождя с дадаистами и непосредственно с поэтом Тцарой. Их партии в шахматы — словно вехи, разделяющие фильм на главы.
«Я верю в знаки судьбы. Как-то давным-давно в Цюрихе мы оказались с моей женой Танечкой на улице Шпигельгассе, и она мне рассказала, она первая мне рассказала историю и возле кафе, там сейчас музей «Кабаре Вольтер», там музей дадаистов, в котором книги Ленина, майки с надписью я себе купил даже – «дада Ленин», они считали его продолжателем своих идей», — с удовольствием делится Владимир Иванович. — «В фильме это совершенно свежая линия, как и Парвус — свежий персонаж. Они действительно существовали в последние дни пребывания Ленина заграницей. И если даже был он не играл с Тцарой в шахматы, это надо было бы придумать. Потому что это очень интересная фактура: все идеи дадаистов строились на разочаровании от итогов войны, что человечество живёт бессмысленно, ничего ему в урок не идёт, и они были в этом смысле революционеры, и их настроение соответствует тем настроениям, которые Ленин в себе в то время носил».
Свежий для российского, да и мирового кино образ Александра Парвуса, первого политтехнолога, как шутит исполнитель этой роли Фёдор Бондарчук, актёр вместе с режиссёром создавали практически с нуля. Об этом историческом деятеле известно не так уж много, хотя именно «Меморандум Парвуса» стал основной зацепкой для создания сценария картины. Реальный исторический документ помог понять образ мышление персонажа. А редкие фотографии дали актёру свободу в придумке индивидуальных особенностей Парвуса. В итоге, Владимир Хотиненко убежден, это одна из лучших ролей Бондарчука.
«Мы поняли, что это, в общем, как ни крути, аллюзия на Бориса Березовского. Я имею в виду не внешне, но по существу. Фёдор вгрызся в эту историю, много изучил, серьёзно, а сколько предложил всего…» — вспоминает постановщик.
Первое, что сделал актёр, отказался от пластического грима. Отрастить бороду оказалось проще, чем живот. И уже на съёмочной площадке в ход пошли физические и технические приёмы, чтобы тучный и косолапый Парвус «спрятал» под собой подтянутого Бондарчука: походка с сильным наклоном вперёд, перераспределение баланса веса, объёмное пальто, ракурс съёмки. Выразительный и пошлый указующий мизинец с перстнем — также придумка Фёдора. Он действует на зрителей отталкивающе и завораживающе одновременно, ведь Парвус пускает мизинец в ход в моменты переговоров, чтобы усилить свои витиевато сформулированные доводы. Но, пожалуй, самым ярким признаком персонажа становится его речевая особенность.
«Чтоканье Парвуса я «забрал» у нескольких своих товарищей из Петербурга, из этой колыбели русской революции, в том числе перенял его от нашего композитора Игоря Вдовина. Вот он «чтокал", я ему сказал: «Вдовин, я твоё чтоканье забираю на Парвуса.», он мне ответил: «А ты уверен, что это подойдёт именно этому персонажу?», я говорю: «Разберёмся». В итоге «что» с этим мизинцем как будто тычут во всех вокруг» — поделился актёр.
«Ленин. Неизбежность», несмотря на название, это фильм дуэта героев. Хотя Ленин и Парвус практически не пересекаются в кадре, в перекрестных сценах бросается в глаза их сходство. Словно один персонаж — чуть искажённое зеркало другого. Одинаковые редкие волосы, невысокий рост, бороды, округлые лица, внимательные глаза и, конечно, мечта изменить мир. А стоит персонажам Евгения Миронова и Фёдора Бондарчука оказаться в одной сцене, они и вовсе кажутся копией друг друга. Бондарчук признаётся, эту особенность он, его партнёр Миронов и режиссёр заметили уже на съёмочной площадке. Не стали нарочно акцентировать на этом сходстве внимание, но позволили ему существовать. В итоге оно добавило всему фильму новый смысловой пласт.
«Это два человека с огромной долей авантюризма. Ну кто ещё революцию делает? Конечно же, люди безбашенные, у которых есть задача, идеи, и дальше они сворачивает горы. В этом они похожи. И это сходство играет Ленину на руку. Революции нужно делать только с чистыми руками. И он нашел способ, человека беспринципного — «иной мерзавец может быть для нас полезен именно тем, что он мерзавец». Поэтому в краткий период он использовал Парвуса по полной, потом просто выбросил его, как и остальных своих соратников» — комментирует кинослучайность Евгений Миронов.
«Есть легенды, что апрельские тезисы были написаны Лениными под впечатлением в том числе и от работ Парвуса. Владимир Хотиненко, заметив сходство, сказал: «Это интересно, пусть они где-то пересекаются подсознательно. Но не будем это педалировать». Параллель мне эта нравится. Если зритель подумает: «А что, если бы тот, другой, сыграл Ленина?»» — размышляет Бондарчук.
Но гораздо важнее в фигуре Парвуса — его совершенная современность. Если Ленин — фигура устоявшаяся и уже свершившая свою революцию, Парвуса легко представить и в наши дни. А отражение его «Меморандума» найти в сводках новостей.
«Он актёр. Наглый смелый, умный, хитрый, коварный, беспринципный. А если осознать масштаб планов, которые были у него в голове – вывести Россию из Первой мировой войны через революцию и в сговоре с Германией — на такое способен только выдающийся человек. Представляете, две страны воюют, миллионы людей, разные города, огромная страна, здесь и сейчас, отрезок времени короткий. По масштабам задач он, конечно, смелый и наглый тип. А его стёрли из истории. Я, когда читал его «Меморандум», у меня дыбом вставали последние волосы: это очень современно.
Некоторые направления, темы и предложения, распоряжения к действию, то что мы слышим каждые день в новостных программах из наших телевизоров по поводу границ России, где и что нужно сделать, — абсолютно современная технология» — Бондарчук с восторгом рассказывает о своём неоднозначном персонаже. И подчёркивает, что при таком размахе дел политических, его Парвус был однолюбом.
Романтические линии в фильме важны не меньше политических. Три совершенно не похожих друг на друга женщины, по сути, делают историю вместе со своими великими мужчинами. Паулина Андреева исполнила роль любовницы Александра Парвуса, Софьи Рудневой. Её персонаж — один из немногих вымышленных. Но её стоило придумать, чтобы подчеркнуть и влияние Парвуса на людей через поступки, на которые ради него идёт Софья. А также чтобы вступить в психологически важный диалог с «женщинами» Ленина в роковом поезде. Надежду Крупскую деликатно и точно воплотила Дарья Екамасова. А её соперницу Иннесу Арманд в привычной эффектной манере сыграла Виктория Исакова. Владимир Хотиненко не противопоставляет героинь, а наоборот из сцены в сцену подчёркивает, насколько неразрывно они связаны между собой, как одинаково Ленин не может жить без каждой из них. Редкие сцены в фильме, где Владимир Ленин позволяет себе вспомнить о чувствах, особенно запоминаются.
Противостоящий надвигающейся революции дуэт Александра Балуева и Максима Матвеева отвечают в картине за трагедию неизбежности. Начальник российской имперской контрразведки князь Василий Туркестанов и офицер контрразведки Алексей Мезенцев добавляют детективной остроты и вместе с тем через свои тускнеющие из сцены в сцену образы показывают угасание всей империи. В последнем появление героя Матвеева весь антураж затмевает его красками нового времени.
За декорации и реквизит в фильме отвечает художник-постановщик Сергей Иванов — потрясающий и совершенно сумасшедший, как описал его режиссёр. В его фильмографии почти 30 картин, от легендарных «Небес обетованных» до недавнего триумфатора Канн «Дылды».
«Он живое наше национальное достояние и выдающийся художник. Подробности пространства, где ты обитаешь, от сигары кофе, книги, гардины, подсвечников, лампы, хрусталя, тарелочки — это само пространство тебя затягивает, чтобы существовать, раствориться в том времени, которое происходит здесь и сейчас, поэтому зрителя ждёт роскошная визуальная картинка» — делится Фёдор Бондарчук, который не только жил в роскошных декорациях от Иванова на съёмках «Ленин. Неизбежность», но и работал с ним на своём режиссерском проекте «Сталинград».
Большую часть времени съёмочная группа «Ленина» провела в Будапеште — городе шести столиц. Владимир Хотиненко, внимательный к деталям, обнаружил в столице Венгрии и роскошный Берлин, которого в современном Берлине уже не найти, и Цюрих, и один в один улицу Шпигельгассе, на которой жил Ленин, и российскую улочку под Петербург.. За точную визуальную передачу стиля и эпохи отвечал оператор Денис Аларкон Рамирес, постоянный соратник Хотиненко, а так же оператор-постановщик нашумевшего исторического телепроекта «София». Вмешательство компьютерной графики в картине минимально. Однако тонкую работу супервайоров по спецэффектам можно оценить в сценах с использованием хроники. Реальные видеозаписи, взятые в Госфильмофонде, соединились с кадрами из фильма, словно такими и были.
Сегодня, когда уже известна дата российской премьеры, Владимир Хотиненко делится мечтами о премьере в Швейцарии. «Мы прикладываем массу усилий, чтобы устроить премьеру в этом кафе «Кабаре Вольтер», Им это тоже интересно. Ведь в Швейцарии не так много ярких художественных явлений было, и дадаисты были ярчайшим явлением в то время. И мне кажется, это было бы символично и очень изящно провести там премьеру, откуда Ленин и отправился в Россию».
Изящно сплетённая из нескольких историй и судеб картина ярко и вместе с тем с историческим почтением показывает ещё одну версию правды о русской революции. Новизна материала переплетается с известными легендами. Но, как и задумывал Владимир Хотиненко, подчёркивает неизбежность случившегося.
«Ленин очень любил шахматы, был фанатиком и не любил проигрывать. И в итоге главную партию он выиграл» — подытожил исполнитель роли Ленина Евгений Миронов.
Категория Гид рассказывает
0 комментариев