«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
» » Съемки фильма "Последний богатырь"

Съемки фильма "Последний богатырь"

Disney и Yellow, Black and White представляют фильм «Последний богатырь» – веселое приключенческое кино, созданное на основе русских сказок в лучших голливудских традициях. Его герои – персонажи народных сказок и былинные богатыри: Добрыня Никитич правит Белогорьем, Баба Яга летает в ступе, Водяной выпивает реку. Здесь есть царевна-лягушка, Чудо-Юдо и ожившая избушка на курьих ножках, но разыгранная с их участием история, отсылающей к былинным временам, остается, тем не менее, современной. У зрителей «Последнего богатыря» появится шанс по-новому взглянуть на персонажей, знакомых с детства. А сюжеты старых сказок получат неожиданное продолжение.

«Наш фильм получился многожанровым – это и сказка, и приключения, и комедия, и экшн. В этом и есть современная суть кино, – рассказывает режиссер фильма Дмитрий Дьяченко. – Главным для меня было подняться на новый уровень – уровень качественных западных фильмов, которые смотрит зритель».

«Представлять фильм под брендом Disney на российском рынке – это большая ответственность и большое счастье, – говорит Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор компании Disney в России. – Команда под руководством Дмитрия Дьяченко проделала огромную работу! Мы надеемся, что приключения наших героев понравятся зрителям всех поколений. Мы также крайне рады, что нашим партнером по работе над проектом выступает компания Yellow, Black and White – признанный лидер в создании развлекательного контента для российской аудитории».

«Для студии Yellow, Black and White и для меня лично работа над сказочным блокбастером «Последний богатырь» оказалась одним из самых ярких и запоминающихся съемочных событий. – комментирует генеральный продюсер компании Yellow, Black and White Эдуард Илоян. – Увлекательный процесс создания сказки, практически «рождение чуда», позади. Все участники съемочного процесса прожили его буквально на одном дыхании; великолепный актерский состав работал как единый организм – такая удивительная атмосфера редко встречается в работе. Я рад, что уже совсем скоро плоды наших многочасовых трудов смогут оценить зрители, которые все еще верят в сказки».

Cюжет фильма: Сказка – ложь?


Популярный телеперсонаж Иван Найденов, выступающий на экране в роли мага и экстрасенса, был бы рад остаться в телевизионном эфире, но неожиданно попал в другое время. И в другое место – сказочную страну Белогорье, где первым делом ему встречается настоящий старец-волшебник. Здесь правит былинный герой Добрыня Никитич, а его жена Варвара – ревностно оберегает правителя от посторонних, и потому встреча с Добрыней оборачивается для Ивана заточением в темницу.

Главные приключения героя начинаются, когда он сбегает из заточения, ведь бежать ему помогают самые отъявленные сказочные злодеи – Баба Яга, Кощей и Водяной. Здесь же Иван знакомится с красавицей Василисой, еще не подозревая, что встретил свою любовь.

Идея фильма



«Когда-то давно компания Disney предлагала мне снять фильм «Меч – кладенец», – вспоминает режиссер Дмитрий Дьяченко. – Это должна была быть современная история, рассказанная на былинном материале. К сожалению, тогда проект не сложился. Прошло несколько лет, и, когда я сотрудничал на съемках сериала «Кухня» с компанией Yellow, Black and White, мы с коллегами вместе подумали, что хорошо бы сделать увлекательный фильм для детей, что-то сказочное и жизнерадостное. Вспомнили о давнем несостоявшемся проекте и предложили Disney объединить наши усилия и связать в одной картине приключения, фэнтези, сказку и современность. Зрителю важно прийти в кинотеатр и увидеть что-то новое, но правдивое и близкое ему. Мы взяли известных персонажей, знакомых каждому с детства, и взглянули на них под другим углом».

Сказка VS Былина



Сказки и былины соединены самой историей народного мифотворчества: из былин Леший, Водяной, Баба-Яга, с которыми сражались богатыри, и перекочевали в сказки, где место гигантов-богатырей заняли обычные люди, побеждавшие злодеев силой добра, находчивости и смекалки. Если в древних народных сказаниях, предшествующих былинам (так называемых «быличках» или «бывальщинах») чудеса, творимые нечистой силой, представлялись былью, счастливый финал был вовсе не гарантирован и злодеи вполне имели шанс победить героя, то сказки и былины уже обещали хэппи энд.

Создатели «Последнего богатыря», таким образом, не вышли из границ былинно-сказочного жанра, но сочинили новую сказку, превратив ее в спин-офф старой, раскрутив заново известные сюжеты и подчинив их современной логике. Авторы фильма населили выдуманную страну нашими современниками, которые, как оказалось, состоят с обитателями древнего царства в родстве. Так старая история получила продолжение в наши дни.

Главные герои


«Мы постарались уйти от хрестоматийных трех богатырей, от рутинных представлений о персонажах сказки, – говорит режиссер Дмитрий Дьяченко. – По сюжету, наш Иван – взрослый человек. Соответственно, и богатыри уже немолоды. Вспомним, что Илья Муромец только в 33 года встал с печи: Иван – следующее поколение. Соответственно, богатыри к моменту его взросления уже ушли на покой».

На такую постмодернистскую трактовку известного сюжета режиссера натолкнули экранизации других сказок, среди прочего, блокбастер Disney «Малефисента» – история волшебницы, призвавшей на помощь темные силы. Почему Малефисента превратилась в отравительницу, злодейку? А почему коварный Кощей в «Последнем богатыре» спасает Ивана?

Подобные вопросы можно задать по поводу всех персонажей фильма – и в финале на каждый вопрос найдется ответ. У самых бесстрашных и положительных героев здесь обнаружатся слабости, для каждого «злодея» найдется оправдание, а у дурных поступков – причина.

Откуда взялись сказочные злодеи



У выдающегося исследователя русского фольклора Владимира Проппа есть книга «Морфология волшебной сказки», где он пишет, в частности, что «…деление волшебных сказок по сюжетам по существу вообще невозможно. <…> Сказки обладают одной особенностью: составные части одной сказки без всякого изменения могут быть перенесены в другую. <…> Например, Баба Яга может встречаться в самых разнообразных сказках, в самых различных сюжетах. Между тем, не взирая на эту особенность, сюжет обычно определяется так: берется одна какая-нибудь часть сказки (часто случайная, просто бьющая в глаза), прибавляется предлог «о», и определение готово. Так сказка, в которой есть бой со змеем, это сказка «о змееборстве», сказка, в которой есть Кощей, — это сказка «о Кощее».

Сценаристы фильма «Последний богатырь», таким образом, следовали канону: в свою сказку они пригласили практически всю нечистую силу из русского фольклора, исключая разве что лешего, кикимору и лихо одноглазое.

Описание героев


У самых бесстрашных и положительных героев здесь обнаружатся слабости, для каждого «злодея» найдется оправдание, а у дурных поступков – причина.

Иван Найденов

Науку выживания сирота Иван Найденов освоил в детском доме. Друзей не приобрел, свою любовь еще не встретил, общается с домработницей и смартфоном. Статный красавец и прирожденный артист, Иван ловко играет на человеческих слабостях, будучи звездой телеэкрана. Длинный плащ с капюшоном и золотое «солнце», сияющее на груди, превращают молодого человека в экстрасенса – обладающего сверхъестественной силой белого мага Светозара, по которому телезрительницы сходят с ума. Кажется, что Иван – законченный циник и не способен на подвиги, но ему поневоле придется их совершать.

Василиса
Видная и бойкая красавица Василиса – полная противоположность самодовольному Ивану. Она обладает невероятно добрым сердцем и отвагой. Пытаясь разрушить чары, погубившие всех её родных и превратившие ее в лягушку, Василиса научилась сражаться в жизни, полной опасностей, и выбирать верных союзников.

Добрыня Никитич
Бесстрашный богатырь – самый настоящий герой Белогорья. Добрыня наделен невероятной силой, владеет в совершенстве разными видами оружия и рукопашным боем. После великого сражения против сил зла богатырь стал править Белогорьем и служить верой и правдой своему народу. Женат на сказочной красавице Варваре.

Варвара
Жена Добрыни Никитича Варвара не только сказочно красива, но и умна. Обладая невероятной интуицией и магическими способностями, княжна готова извести каждого, кто, по ее мнению, представляет опасность для нее или ее супруга.

Баба Яга
Баба Яга – уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой, чаще всего бывает в сказках резко отрицательным персонажем. Но иногда выступает в качестве помощницы героя. Владимир Пропп выделяет три разновидности этого персонажа: дарительница (дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

При этом злобность и агрессивность Бабы Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной натуры. Она – хозяйка леса, которую надо задобрить, жрица, проводящая подростков через обряд инициации. Так, во многих сказках Баба Яга изначально хочет съесть героя, но, в итоге либо, накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

Кощей Бессмертный
Кощей Бессмертный – хозяин подземного царства. Предположительно, имя его происходит от слова «кость», поэтому худоба – кожа да кости – свойственна его натуре. Но это только одна из версий. По другой версии, имя Кощея произошло от слова «стоянка» (в древнерусском «кошь» — «стан, обоз»; в украинском языке «кіш» означает «стан, поселение»). Как бы то ни было, слово «кощей» трижды упомянуто в «Слове о полку Игореве».

Кощей примечателен секретом своего «бессмертия»: «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». У Пушкина, впрочем, «Царь Кощей над златом чахнет».

Водяной
Водяной - повелитель рек, озер и морских вод. В сказочной мифологии Водяной был опасным злодеем – чтобы его задобрить, люди приносили ему в жертву прекрасных девушек. Однако те времена прошли. Волшебная сила морского владыки давно уже не та, и жизнь не приносит ему радости. Водяной растолстел, обрюзг, считает себя неудачником, в то время как другие, в том числе и наши герои, считают его нытиком и занудой. Однако теперь ему предстоит выступить в роли спасителя.

Водяной – первый в России CG-персонаж, полностью созданный с помощью компьютерной графики.

Чудо-Юдо
В традиционной русской сказке – такой, например, как «Чудо-юдо и Иван, крестьянский сын», Чудо-Юдо – многоголовое морское чудище, сродни библейскому Левиафану. «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали – подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста – конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился». В нашем же случае Чудо-Юдо – персонаж еще более древний, характерный для праславянской мифологии, кочующий, кстати, еще даже из дославянского обихода, – чудище не морское, а лесное. И в самых древних повествованиях он даже не был отрицательным героем, и даже не был мужчиной… Пол его менялся по прошествии веков от женского к мужскому, от мужского к среднему. В этом смысле сценаристы опирались на древние источники.

Действующие лица и исполнители



Комментирует Дмитрий Дьяченко: «Мы не хотели, чтобы наши герои были просто смешными и пародийными, ненастоящими, сладкими и «няшными». С другой стороны, они не должны были казаться мрачными, как из «чернушных» детективов. Даже самые страшненькие из них должны были быть привлекательны».

Виктор Хориняк – Иван Найденов
Науку выживания сирота Иван Найденов освоил в детском доме. Друзей не приобрел, свою любовь еще не встретил, общается с домработницей и смартфоном. Статный красавец и прирожденный артист, Иван ловко играет на человеческих слабостях, будучи звездой телеэкрана. Длинный плащ с капюшоном и золотое «солнце», сияющее на груди, превращают молодого человека в экстрасенса – обладающего сверхъестественной силой белого мага Светозара, по которому телезрительницы сходят с ума. Кажется, что Иван – законченный циник и не способен на подвиги, но ему поневоле придется их совершать.

«Я смотрел передачи про магов и экстрасенсов, – рассказывает Виктор Хориняк, – потому что их часто крутят, а я, бывает, включаю телевизор. Мне интересно смотреть на участников с точки зрения зрителя – при том, что у меня самого есть опыт работы на телевидении, я не всегда понимаю до конца, спектакль мне показывают или нет, и кто из них играет на публику. Я знаю о существовании людей с особой энергетикой, это очень занимательно. И хотя сам я к таким людям не обратился бы никогда, в фильме мне пришлось такого персонажа изображать».

«Иван настолько концентрирует в себе образ современного молодого человека, хайпового парня, что я вдруг понял: мы с ним – киношный Иван и я, артист Витя Хориняк, и во многом похожи, но многим разнимся. Мне важно было сократить эту дистанцию. Хотелось сделать так, чтобы герой, изменившийся к финалу, приблизился ко мне».

На предложение Дмитрия Дьяченко артист МХТ Виктор Хориняк откликнулся с удовольствием не только потому, что они уже работали вместе. Просто речь шла о сказке, а сказок в нашей стране теперь почти не снимают. «Этот жанр – непаханое поле, – удивляется Виктор, – все, что идет в прокате, имеет возрастные ограничения – либо 16+, либо 18+. Жанр семейной киносказки с артистами уходит, как и жанр телеспектаклей. Детское кино склоняется в сторону анимационных фильмов, но это не игровое кино».

Несмотря на то, что в кастинге на главную роль участвовало много известных актеров, съемка пробных материалов продемонстрировала абсолютное превосходство Виктора. По словам режиссера, во всех пробных сценах – и драматических, и комедийных, он был лучшим. И внешне Хориняк идеально вписывается в образ героя сказки: вроде бы простоват, но отлично сложен; не красавчик, с рублеными чертами лица – но при этом глубокий характер внутри.

Суть этого персонажа точно сформулировал в «Коньке-Горбунке» великий сказочник Ершов:
«Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак».

Упор сделан на «младшего». Почему? На этот вопрос отвечает сам Виктор: «Дураком часто называют человека, который был очень любим в детстве – младшие дети в семье получают больше всего любви. Я это знаю, потому что я тоже третий ребенок в семье. Я всегда был окружен любовью, вниманием и заботой, и я понимаю, что человек, получивший в детстве много любви, потом всю жизнь старается ее отдать. Он так к этому стремится, что люди, не понимающие мотивации его поступков, называют его дураком».

Мила Сивацкая – Василиса
Видная и бойкая красавица Василиса – полная противоположность самодовольному Ивану. Она обладает невероятно добрым сердцем и отвагой. Пытаясь разрушить чары, погубившие всех её родных и превратившие ее в лягушку, Василиса научилась сражаться в жизни, полной опасностей, и выбирать верных союзников.

Из 200 актеров, участвовавших в кастинге, больше всего было претендентов на главные роли – Ивана, Василисы и Добрыни. В образе Василисы перед нами в итоге предстала актриса из Украины Мила Сивацкая, о которой режиссер фильма говорит, что она «…вписалась в эту роль как деталь паззла, нашедшая свое место. Небольшого роста, крепкая, ловкая, яркая, очень эмоциональная и четкая – именно такая должна быть Василиса, защищающая достоинства своей семьи».

«Подлетела ко дворцу золоченая карета о шести белых лошадях, и вышла оттуда Василиса Премудрая — такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать”.
Все так и есть. Нет тут, правда, описанной в сказке сцены царского пира – помните, “махнула левым рукавом — сделалось озеро, махнула правым — поплыли белые лебеди”. Зато есть другие чудеса и подвиги, о которых точно ни в сказке сказать, ни пером описать – только в фильме снять.

Актриса оказалась единственной в фильме, исполнившей все трюки без посторонней помощи и дублеров. Придя на площадку, Мила Сивацкая сразу сказала: «Я буду все делать сама». Месяц тренировок в группе каскадеров – и она научилась биться на мечах.

Елена Яковлева – Баба Яга
Бабу Ягу называют людоедкой, но оснований для таких обвинений нет – Баба Яга в фильме так никого и не съела, а только грозилась. Знахарка и колдунья, 600-летняя Баба Яга в «Последнем богатыре» – одна из самых обаятельных героинь.

Все её главные проделки остались в сказочном прошлом. Сейчас, когда в Белогорье победило добро, Баба Яга оказалась вне закона и вынуждена скрываться, но веры в себя не утратила. Ее арсенал – от ступы с метлой до молодильных яблок и живой воды – всегда при ней.

Для красавицы-актрисы роль Бабы Яги – всегда вызов. Если актриса соглашается на эту роль, она становится ее соавтором, добавляя сказочной злодейке шарма, обаяния – и зритель начинает любить Бабу Ягу. Это подтверждает и режиссер: «Я и раньше работал с Леной Яковлевой – она прекрасна, она умеет быть смешной. Здесь же Лена фактически сама сделала своего персонажа, у которого не так много текста».

Придумав характер своей героини, Яковлева деятельно участвовала и в создании грима, немного смягчив «злодейские» черты, сделав лицо чуть-чуть милее. В итоге мы получили совсем не зловредную Бабу-Ягу. Можно с уверенностью сказать, что отныне в головах отечественных кинозрителей Баба-Яга будет не такой сварливой, как Баба-Яга Георгия Милляра в киносказках Александра Роу.

Дополнительная сложность образа Бабы Яги в фильме состоит в том, что она меняет возраст. Мы видим молодую, свеженькую Бабу-Ягу, в самом расцвете сил – а через секунду дряхлую старуху. Необходимо было при этом сохранить узнаваемость персонажа – для этого художник по костюмам сохранил все детали костюмов, в каких-то случаях сделав более выразительной вышивку, а в других приглушив цвет отделки. Но всегда мы чувствуем, что эта злодейка – плоть от плоти земли. И даже бусы у нее сделаны из настоящих ягод, засушенных совсем недавно.

Константин Лавроненко – Кощей
Этот персонаж – некогда самый могущественный волшебник Белогорья, обладатель сверхъестественной силы и воплощение зла. Однажды Кощей лишился не только власти и несметного богатства, но и магической силы: его тело разделили на части, каждую часть заморозили и заковали в темнице. Это не могло не сказаться на его характере: вызволенный из заточения, Кощей стал еще более подозрительным и циничным. Но жалким его не назовешь – он потерял силу, но не утратил свое бессмертие.

Константину Лавроненко досталась одна из самых ответственных ролей: слишком живы в сознании отечественных зрителей воспоминания о великом Георгии Милляре, воплотившем в советском кинематографе едва ли не всех главных представителей нечистой силы. В отличие от милляровского Кощея в фильме Александра Роу, в «Последнем богатыре» Кощей не есть воплощение ада и тьмы.

Кроме того, наш Кощей – комический персонаж, и выбор актера на эту роль режиссер объясняет еще тем, что Лавроненко «...невероятно достоверен в комедии и чувствует комедийное, он хочет и может играть комедию – на свойственном ему серьезном материале». Техническая сложность роли Кощея обусловлена еще тем, что актеру приходится играть в толстом слое грима, в котором не только трудно находиться физически – мимика в этой ситуации требует, с одной стороны, дополнительных усилий, а с другой, надо соблюсти меру – не перестараться, не пережать, чтобы игра не превратилась в кривляние.

«У каждого нашего сказочного персонажа свои судьбы – можно даже сказать, человеческие: мы пытаемся понять, как они до этого дошли. Это человеческие, а не сказочные эмоции, – добавляет Константин Лавроненко. – И конечно, это должно быть, в первую очередь, трогательно и смешно. Естественно, у нас в памяти сидит великолепный образ, созданный Георгием Милляром. Но он и остается в памяти. Первое, что сказал режиссер: «Почему Кощей должен быть дряхлым и беззащитным? Он должен быть мужественным и крепким». Раз он бессмертный, он может быть в хорошей форме. Мы не настаиваем на такой трактовке, но это вполне возможный вариант. Сделать его таким – мне показалось это любопытным».

Евгений Дятлов – Добрыня Никитич
Бесстрашный богатырь – самый настоящий герой Белогорья. Добрыня наделен невероятной силой, в совершенстве владеет разными видами оружия и рукопашным боем. После великого сражения против сил зла богатырь стал править Белогорьем и служить верой и правдой своему народу. Женат на сказочной красавице Варваре.

Сверяясь с картиной Виктора Васнецова «Богатыри», мы без труда распознаем в былинной троице Добрыню Никитича – он второй, слева от Ильи Муромца, на светлом коне и вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Этот хрестоматийный образ и воспроизведен в картине. Главное слово для понимания Добрыни в фильме – «второй». Быть вторым – большое искусство и большая ответственность, но всегда существует соблазн стать первым.

Евгений Дятлов так объясняет характер своего персонажа: «Мы снимали не былину, мы снимали современную историю, и через богатырей пытались показать психологические проблемы, актуальные сегодня, разрешить ситуации, возникающие в межличностных отношениях во все времена. Добрыня Никитич – всегда второй, для него это главная проблема, и он пытается ее решать. Добрыня мог бы поступить иначе, отойти в сторону, и это было бы идеальным решением, но признаем: так редко кто поступает. Часто люди становятся жертвой своих страстей. С Добрыней происходит то же самое. Он второй – а хочет быть первым».

Екатерина Вилкова – Варвара
Жена Добрыни Варвара не только сказочно красива, но и умна. Обладая невероятной интуицией и магическими способностями, княжна готова извести каждого, кто, по ее мнению, представляет опасность для нее или ее супруга.

Варвара в русской сказочной традиции – исключительно «Варвара-краса-длинная-коса». И ничего больше. В фильме «Последний богатырь» для нее впервые сочинили характер и судьбу. Здесь Варвара царствует – она жена второго по значимости богатыря, который, в отсутствие Ильи Муромца стал первым. Глядя на нее, мы легко верим, что ни одно монаршее решение в Белогорье не принимается без нее.

«Мы можем предположить, – подтверждает наблюдения зрителя режиссер Дмитрий Дьяченко, – что красавица добра и прекрасная душою, но с тем же успехом она может быть и коварна, как мачеха из «Белоснежки». Варвара – просто живой человек, и если она не ангел, то, может быть, стоит понять, что довело ее до жизни такой». Екатерина Вилкова признается, что, получив приглашение на пробы, она «… сразу начала мечтать об этой роли, стараясь не думать о других претендентах и не искушать судьбу».

«Сказки, которые я видела в детстве, – говорит Вилкова, – и которые интересны моим детям, им сейчас три года и пять лет, боюсь, станут не так интересны, когда они подрастут. Им вряд ли будет интересен такой тип повествования, а рассказать им про мастерство великих артистов, снимавшихся в тех старых фильмах, еще рановато. А «Последнего богатыря», я думаю, им скоро можно будет показать. Что же касается моей героини, то о ней изначально ничего не известно – в отличие от других. Если с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным у зрителя связаны конкретные ассоциации, и все знают, что Баба Яга живет в избушке на курьих ножках, а у Кощея жизнь висит на острие иглы, спрятанной в яйце, то Варвара-краса-длинная-коса – просто имя. Мне не нужно было что-то повторять, от чего-то отталкиваться или отказываться – в этом смысле у меня был абсолютный карт-бланш».

Сергей Бурунов – Водяной
Водяной – повелитель рек, озер и морских вод. В сказочной мифологии Водяной был опасным злодеем – чтобы его задобрить, люди приносили ему в жертву прекрасных девушек. Однако те времена прошли. Волшебная сила морского владыки давно уже не та, и жизнь не приносит ему радости. Водяной растолстел, обрюзг, считает себя неудачником, в то время как другие, в том числе и наши герои, считают его нытиком и занудой. Однако теперь ему предстоит выступить в роли спасителя.

Водяной в фильме – единственный персонаж, полностью созданный средствами компьютерной графики. Невероятно пластичный, он балансирует на грани, отделяющей резко отрицательное, неприятное, от забавного и смешного. Как будто заполненное водой, его тело подрагивает и колышется, булькая внутри и грозя растечься по земле. Это нечто, созданное с начала до конца фантазией художника фильма Григория Пушкина, – и тем не менее, Водяного сыграл живой артист.

Сначала в эпизодах снимали одетого в специальный костюм актёра Сергея Бурунова – и он вживую «прошел» все стадии роли, потом на основе готовых кадров создали макет персонажа, дополнили его мышцами, суставами, способными двигаться под кожей. После этого снова вступает в действие артист, который начитывает полностью все буквы русского алфавита и всевозможные сочетания букв. Дальше звучащие слоги и буквы соединяют в текст роли, и артист заново начитывает – и проигрывает – всю ее целиком. При этом на его лицо в это время направлена камера, снимающая мимику и эмоции актёра, которые затем методами компьютерной графики переносятся в кадр.

«Серёже пришлось повторять это несколько раз, – уточняет режиссер, – и я не знаю другого артиста, способного так сыграть: в Серёже сочетается яркость, достоверность, комедийность, которая так необходима в нашем фильме. Процесс усложнило и то, что мы вынуждены были отказаться от практики, принятой в американском кинематографе, где камера обычно вешается на актера сразу, и одновременно пишется звук и снимается изображение – рельеф лица, гримасы. Съемки проходили не в павильоне, а в очень разных, чаще всего труднодоступных местах, и мы решили разделить этапы – сначала снять Сергея, а уже потом отдельно писать звук».

Александр Семчев – Чудо-Юдо
Чудо-Юдо – пятиметровое чудовище грязно-землистого цвета, покрытое бородавками. Оно настолько безобразно, что даже богатыри в свое время не смогли, а может, просто побрезговали его победить. Таким образом избежав заточения, Чудище обитает в ущелье, которое даже Кощей, не уступающий ему в силе, обходит стороной.

Дмитрий Дьяченко: «Александр Семчев – актер неисчерпаемых возможностей, я всегда это знал. Как-то я увидел его в МХТ в капустнике, поставленном к юбилею Олега Павловича Табакова – он там очень смешно сыграл женщину, поющую частушки. И тогда я подумал, что Семчев идеально сыграл бы Чудо-Юдо».

Узнать Семчева в гриме совершенно невозможно, но неповоротливая гора, внезапно ожившая на экране, в лохмотьях из лысых шкур, с гипертрофированными конечностями и огромной головой – это он. Или она. Непознаваемая до поры до времени гендерная принадлежность доисторического чудища создает дополнительную интригу, однако Чудо-Юдо никогда не был однозначно мужского рода. Древнейший из существующих в славянской традиции эпических героев, он менял свой пол с течением веков. И продолжает менять.

Визуальное воплощение



Пластический грим



Для Дмитрия Дьяченко это первый опыт работы в кинематографе с пластическим гримом, с помощью которого «лепились» образы сказочных злодеев – Бабы-Яги, Кощея и Чудо-Юдо (Водяной – единственный герой, сделанный только методами компьютерной графики).

Создание пластического грима – трудоемкий процесс, требующий времени даже на последнем этапе, когда он наносится на лицо. Только эта часть процесса занимает около четырех часов. А изначально с лиц и рук актеров делаются гипсовые слепки, и по маскам отливаются силиконовые детали – уши, подбородок, щеки, нос – которые еще нельзя считать окончательным вариантом. Скажем, лицо Бабы-Яги приходилось неоднократно корректировать. Детали эти, которые клеятся на лицо артиста, всегда одноразовые, по числу съемочных дней. Скажем, у Кощея (Константина Лавроненко) было более 60 съемочных дней, и столько должно было быть сделано комплектов его «лица» и конечностей. Иногда их требовалось еще больше – художник по пластическому гриму Петр Горшенин жаловался, что руки Бабы-Яги, которые надевались Еленой Яковлевой как перчатки, в силу подвижности рук, быстро выходили из строя. И поэтому на съемочной площадке всегда требовался большой запас рук Бабы-Яги.

Компьютерная графика



По степени сложности компьютерной графики, созданной для фильма, равных «Последнему богатырю» в России пока нет. Правда жизни в Белогорье моделировалась на компьютере, на нем же оживляли избушку на курьих ножках, способную перемещаться и по земле не хуже вездехода. Чтобы создать реалистичного компьютерного Водяного, потребовалось сделать больше тысячи кадров компьютерной графики. Режиссер Дмитрий Дьяченко считает создание образа Водяного самой технически совершенной частью фильма.

Костюмы



Художник по костюмам Марина Ананьева настаивает, что труднее всего было нарядить Чудо-Юдо и сделать доспехи – прежде всего, Кощея, из которых, по сути, и состоит его тело: «Есть замечательный мастер в Болгарии, в Пловдиве, с которым команда нашего фильма уже как-то работала. Это уникальный специалист, он работает для американской студии, снимавшей в Болгарии и «Геракла», и «Триста спартанцев» – к нашему счастью, он взялся за эту работу, чрезвычайно сложную, потому что не было готовых рецептов. Технологию изготовления костюма Кощея надо было допридумывать, доизобретать. По нашим эскизам и рисункам, по фотографиям сделанных в Москве объемных моделей, сплетенных из веревочек, он заочно сделал то, что нам хотелось».

Доспехи Кощея сделаны из кожи. Первый слой – анатомический панцирь, две его части соединяются ремешками, а поверхность сконструирована из переплетенных корней, специально обработанной кожи, веток, металлических деталей, пряжек… Кощей рожден землею, он вырос, восстал из земли – и весь его облик должен был об этом кричать.

Природное происхождение нечистой силы прежде всего подчеркивают костюмы: у Чудо-Юдо это незаметно скрепленные, но ни в коем случае не сшитые, продранные, выщипанные козьи шкуры, которыми обиты и его гигантские валенки, у Бабы Яги – наряд из валяной шерсти, над которым работала специально приглашенная валяльщица, и в него вплетены ветки, веревки, ягоды и ремешки.

Самой затейливой деталью наряда можно считать корону Варвары. «Можно было сделать ее бутафорским способом, – объясняет художник, – можно из металла. Но Варваре пришлось много двигаться, скакать на лошади – корона должна была быть ей комфортна. В итоге сплели корону из кружев, а потом, методом гальванизации, напылили металл – сначала медь, а поверх меди и серебро. Получилась настоящая драгоценная корона, которая к тому же ничего не весит».

Основная зрительская аудитория фильма – молодые люди, и чтобы не задавить их пылью сундуков, создатели костюмов пытались внести в облик героев элемент современности. Даже былинные богатыри местами напоминают персонажей компьютерных игр. Это особенно заметно у Алеши Поповича: вместо ожидаемой кольчуги и тяжеленных лат ему сделали короткий кожаный полудоспех с тисненым рисунком, основанным на плетеных кельтских узорах, и ремешки эти частично посеребрили – чтобы облик богатыря вызывал ассоциации еще и с викингами.

В женских нарядах художники также вынуждены были уйти от исторической достоверности, предполагающей многослойность– нижняя рубаха, верхняя рубаха, кафтан, накидка… «Мы не могли сделать традиционную «матрешку», – объясняет Марина Ананьева, – в финальной сцене Варвара выходит в красном бархатном платье, но она не может в нем драться. Эту проблему тоже пришлось решать».

Для каждого героя была придумана своя цветовая линия. Красный в костюме Варвары, как и фиолетовый, это магические цвета – ее доминанта. Точно также для «лягушки» Василисы характерна изумрудно-бирюзовая гамма, а для телевизионного мага Ивана – черный цвет.

Где снималось Белогорье



Белогорье планировалось снимать в живописных предгорьях Кавказа, и задолго до начала съемок были выбраны живописные самшитовые заросли в окрестностях Сочи. Но к моменту начала съемок этот прежде густой лес невозможно было использовать в качестве естественных декораций: почти весь самшит оказался уничтожен вредителем – бабочкой-огневкой. Экологическая катастрофа вынудила съемочную группу углубиться в горы в поисках уцелевших реликтовых рощ. И они были найдены.

Скалы, по которым вынуждены пробираться герои фильма, снимали в горах Кабардино-Балкарии и Адыгеи. Сцены, где Иван впервые попадает в древний мир, снимались в Можайском районе Подмосковья.

Музыка в фильме



В тендере на роль композитора фильма участвовало много претендентов, работающих сегодня в российском кино. Кто-то из известных композиторов оказался в этот момент занят, те же, кто был готов принять участие в картине, не подошли.

Каждому претенденту высылалось четыре разных фрагмента, и, по впечатлению Дмитрия Дьяченко, лирическая тема, как и бодрый экшен, у всех получились превосходно. Но ни один из кандидатов не устроил заказчика полностью, и компания вынуждена была расширить территорию поиска. Только один композитор – уроженец Кипра Джордж Каллис – написал саундрек, который всех устроил.

«Это молодой композитор, – говорит Дьяченко, – к нему обратились в самый последний момент, и вдруг он прислал прекрасную музыку, сделав все четко, ярко, по-голливудски точно, абсолютно попав в жанр, передав и фэнтези, и экшен. Правда, месяца три ушло на переписывание отдельных фрагментов, но в готовом саундтреке чувствуется масштаб. Это серьезное произведение, которое захватывает тебя». Музыка к фильму записывалась на киностудии «Мосфильм», с российским хором и российскими музыкантами.

0 комментариев