Интервью с создателями фильма «Хармс»

Музыка и тишина. Творчество и бессилие. Созерцание и балагурство. Он сам считает себя гением, но издательства отказываются печатать его произведения. Он любит женщин, но те не всегда его понимают. Постоянное отсутствие денег и отстраненность от реальности. Элегантный пижон Даниил Ювачев называет себя не менее эффектно – Хармс. Он завсегдатай беспрерывных литературных тусовок и любитель эпатажа. Живя в обществе, он совершенно от него оторван. Хармс бросает вызов времени, смело кидается в пучину действительности, размытой и вполне условной, с той же долей противоречий, какой была исполнена его натура.


В атмосфере его ветхой квартиры и редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», ленинградских улиц, набережных и крыш разворачивается удивительная битва человека с самим собой, своими пороками, страстями, с целым миром, в котором он существует, будто запертый в клетку. Справится ли он с давлением общества, любовными коллизиями, невозможностью заниматься творчеством?

Иван Болотников, режиссер:

«Наш фильм – это попытка проникнуть в секрет притягательности человека, о котором мы можем судить по осколкам творчества, рассеянным в мемуарах сведениям, в совокупности говорящим о значительности целого, скрывающегося под псевдонимом «Хармс»».

В проекте интернациональный актерский состав. Кроме того, далеко не всех исполнителей удалось найти в картотеке профессиональных актеров – в окружении Хармса было слишком много характерных и необычных персонажей. Поэтому приходилось искать даже на улицах и в соцсетях. Главную роль исполнил польский актер и театральный режиссёр Войцех Урбаньски, первую жену Хармса Эстер, Александровну Русакову, — польская актриса Юстина Вонщик, а вторую, Марину Малич, — Айсте Держюте из Литвы, получившая в 2015 году престижную премию EuropeanShootingStars Берлинского международного кинофестиваля.

Войцех Урбаньски:
«Первое, что притягивает в этой роли, — загадка этого человека и желание разгадать ее. Изучать роль я стал, в первую очередь, из записных книжек, и мне кажется, что это тоже сильно повлияло на мое видение этой роли. Мы не всегда совпадали с Иваном, но мне кажется, что для фильма это хорошо, у нас был постоянный диалог, иногда — спор, но всегда творческий».

Элегантный пижон Даниил Ювачев или Хармс в картине – завсегдатай беспрерывных литературных тусовок и любитель эпатажа. Живя в обществе, он совершенно от него оторван. В атмосфере его ветхой квартиры и редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», ленинградских улиц, набережных и крыш разворачивается удивительная битва человека с самим собой, своими пороками, страстями, с целым миром, в котором он существует, будто запертый в клетку. Справится ли он с давлением общества, любовными коллизиями, невозможностью заниматься творчеством?

Создателям картины удалось ярко и натуралистично передать атмосферу не только смутной эпохи 30-40 годов прошлого века, но и необычный внутренний мир главного героя. Авангардизм и эпатаж присутствовал не только в его творчестве и мировоззрении, но и во всем, что его окружало. Художники Владимир Светозаров, Марина Николаева и Лариса Конникова провели колоссальную работу при подготовке костюмов и декораций. Ни одного обычного предмета – чего только стоит «конфедератка» (военный головной убор немецкого образца XIX века) или изобретенная Хармсом «словесная машина».

«Хармс» был снят в короткие сроки – всего за 22 дня. Зимние сцены, действие которых происходит в блокадном Ленинграде, снимались в конце февраля. Основной съемочный этап пришелся на май. В качестве локаций были выбраны центральная часть Санкт-Петербурга, родного города писателя, Петроградская сторона и город Кронштадт. В одном из исторических зданий Петроградской стороны была построена декорация квартиры Хармса, а также редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», в которых он работал.

Творчество Хармса оказало влияние на русский рок, современную русскую сказку и литературный постмодерн. Известные рок-музыканты Петербурга, такие как группа «АукцЫон», вокалист группы «НОМ» Юрий Салтыков, солистка группы «Колибри» Инна Волкова приняли участие в съемках фильма. Они создают особое настроение, словно находясь «на одной волне» с героем фильма.

КОММЕНТАРИИ